Популярные российские блогеры о своем успехе

Два условия успеха

Евгений Комаровский, детский врач (Доктор Комаровский), кандидат медицинских наук, автор популярных книг и телепрограмм

Для раскрутки любого проекта, в том числе блога, как мне кажется, должны быть соблюдены два параметра, принципиально влияющих на успешность. Во-первых, уникальный контент. Во-вторых, вложение денег. Поэтому думаю, что мой личный опыт вряд ли пригодится кому-то и поможет ответить на главные вопросы блогеров. Мы никогда не вкладывали деньги в рекламу, а брали уникальным контентом и терпением. В конце концов, распространением уникального контента я занимаюсь с 1996 года, когда у меня появилась электронная почта, и с 1998 года, когда возник сайт доктора Комаровского, а позднее и через социальные сети, YouTube и Instagram.


Нужны время и деньги

Анастасия Горохова, блогер, эксперт по имиджу

Тот, кто собирается создать свой блог, а потом его раскручивать, должен хорошо понимать и быть готовым к тому, что в него придется вкладывать достаточно много финансовых ресурсов и, конечно, тратить большое количество времени. Начальная сумма, необходимая для старта, начинается с 25–30 тысяч. Что-то из того, что необходимо, можно сделать и самому, а при необходимости обращаться за помощью к друзьям и знакомым, к тем, кто уже имеет подобный опыт, кто давно занимается этим и готов поделиться и советом, и опытом, и контактами. Кто-то реально помогает, а кто-то нет.

Всегда надо стараться работать с проверенными людьми и агентствами, имеющими высокую репутацию. Для успешного начала нужна, пусть и простенькая, реклама, обязательно — качественный контент, который потом нужно дополнять, расширять и постоянно выкладывать в сеть.

Ведение блога отнимает очень много времени: если твои подписчики не видят тебя в сети хотя бы один день, то для тебя это большой минус — и, чтобы это исправить, придется очень постараться. Нужно все время быть на связи, потому что если ты станешь неинтересен, то твои подписчики уйдут, просто отпишутся от тебя.

Для успеха блога нужно все время искать новые ходы, фишки, но, как показывает мой опыт, и это не всегда работает. Я заметила, что лучше всего люди реагируют на красивые фото, в том числе и на твои, и чем больше ярких, привлекательных фото, тем больше лайков. Почти всегда беспроигрышный вариант — кошки, собаки, животные и новые места. Не стоит и особо умничать, это не приносит большого количества лайков — напишешь что-то умное, а лайков на это получишь мало.


Любовь — это главное

Дмитрий Чернышев, блогер mi3ch

Моя точка зрения: приходить в блогосферу с желанием заработать деньги — дохлый номер! Я наблюдал огромное количество стартапов, которые начинались интересно, но очень быстро заканчивались, потому что у людей, как правило, «короткое дыхание». В идеале человек должен делать только то, от чего он сам получает удовольствие. Как правило, только тот проект и выстреливает, когда кто-то с огромным удовольствием и азартом что-то делает бесплатно. Идея «сейчас приду и наживусь на читательском интересе!» — гнилая. Люди приходят, тратят много времени, а выхлоп практически нулевой. Любовь к тому, что он делает,— главный ингредиент успеха для блогера, это очень притягательная вещь, и именно она нравится читателям.

Я пришел к блогерству внешне по банальной причине. Всегда читал много книг — и в какой-то момент стал забывать то, что прочел некоторое время назад. Меня это очень расстраивало, и я понял: если выделю из всей книги несколько классных мыслей, запишу их, опубликую и получу комментарии, то не будет никаких шансов забыть прочитанное. Такой способ хорошо развивает память, и ты постоянно находишься в окружении прекрасного. Я в основном работаю в ЖЖ, потому что из всех платформ там самый лучший редактор постов. Вы можете размешать фотографии как вам угодно, выделять мысли, прятать под катом, чередовать текст с фотографиями, разбивая его,— в отличие, например, от Facebook, в котором все свалено в кучу. В ЖЖ есть облако тегов, которое позволяет найти нужную вещь, это тоже удобно. Но по большому счету площадка не важна, каждый работает там, где ему комфортно. Для меня мысль, контент, гораздо важнее, чем платформа. Писателю же, например, не важно, на какой бумаге он пишет, «в клеточку» или «в линеечку».

Если говорить о хорошей фотографии, то борьба за качество давным-давно выиграна, сегодня камера в вашем смартфоне ничем не хуже камер, которыми снимали великие фотографы. Это мое убеждение, хотя я и не очень компетентен в этой области, поскольку ни копейки не потратил на раскрутку своего блога. Я помогаю молодым блогерам определиться в пространстве, но никогда не делаю это за деньги. То, что у меня опубликовано за плату, выделено тегом «реклама». С моей точки зрения, это единственная честная позиция. А вот «джинса», уши которой всегда торчат, разрушает доверие между автором и читателем. Блог для меня не является основным источником дохода, я пишу книги, читаю лекции, разработал курс мышления для Высшей школы экономики. Только блогосферой я бы не прожил, хорошие доходы от нее получают только звезды типа Артемия Лебедева, Ильи Варламова, ну и селебрити — Бузова и так далее.


Я была одной из немногих первых девушек

Наталья Радулова, журналист, блогер

Я начинала на площадке ЖЖ еще в середине 2000-х, и то, что работало тогда,— мой опыт; мои советы, наверное, вряд ли пригодятся сейчас. Если в ЖЖ появлялся кто-то более-менее яркий, то об этом быстро узнавали. Поэтому, когда я пришла — такой «свежий дурак с мороза»,— что-то писала, и как-то стали приходить люди, сама не знаю почему. Работало и сарафанное радио, и рейтинги, в которые я попала. Может быть, потому, что я была одной из немногих первых девушек, мне не потребовалось что-то «вкладывать», кроме своего личного участия. Я просто занималась тем, что мне самой нравилось: высказывала свое мнение, не рассчитывая при этом на какой-либо финансовый отклик. А успех, популярность, рекламные деньги пришли как следствие.

На мой взгляд, я ничего специально не делала: у меня не было никакой стратегии, как раскрутить блог, не было плана, как и на какие темы писать, чтобы ко мне пришли подписчики, чтобы людям было интересно, чтобы дополнительно привлечь читателей, чтобы попасть в рейтинги. У любого успешного блогера даже сейчас такой цели нет. Нужно делать то, что тебе нравится, от чего тебя прет.

Естественно, я взрослела, какие-то темы менялись, мое мировоззрение менялось, соответственно, и мой блог взрослел вместе со мной. Как говорится, если человек занимается тем, что ему нравится, чем он увлечен — шьешь ли платье, ведешь ли блог, пишешь книгу или выращиваешь капусту,— и отдает этому значительную часть своей жизни, то успех придет — в виде подписчиков, большой капусты или даже денег. Работают самые простые, элементарные правила — люби и наслаждайся тем, что делаешь.

У меня нет планов выходить на новые платформы. У меня такая домашняя история — в Facebook у меня на сегодня около 120 тысяч подписчиков. Наверное, это те, кто любил меня и пришли за мной из ЖЖ.

Для Instagram, на мой взгляд, надо уже быть звездой вне его. К таким прославленным личностям придут миллионы подписчиков. А обычному гражданину раскрутить свой Instagram — не знаю, стоит ли. Хотя наверняка можно получить сотни тысяч подписчиков, став известной супермамой или суперфотографом.


Как стать популярным в ОК

Антон Федчин, руководитель социальной сети «Одноклассники»

Мы как платформа для блогеров всегда отличались от других соцсетей. Пользователи ОК чаще всего собирают вокруг себя близких людей — тех, кого они действительно знают и с кем могут поделиться самыми яркими и искренними эмоциями. В этой связи и контент пользователи выбирают максимально честный и эмоциональный. Именно поэтому самые популярные блогеры в «Одноклассниках» — это стримеры, авторы прямых трансляций, которые создают настоящий живой контент через наше мобильное приложение OK Live.

Видеоплатформа ОК — №1 среди соцсетей в России. Ежедневно видео в ОК собирают более 870 млн просмотров, и из них 130 млн приходится на стримы. Как результат, ОК очень популярны как блог-платформа для так называемых lifestyle-трансляций про мир вокруг, путешествия, искусство и просто жизнь простых людей.

Основная модель монетизации блогеров в ОК — интеграции брендов внутрь трансляций. Так, например, Дмитрий Барков в своем блоге о здоровом образе жизни тестирует спортивную экипировку и собирает на «лайвы» по 150 тысяч просмотров. Lifestyle-блогер Юлия Мостинкович проводит тест-драйвы автомобилей: трансляции суммарно приносят почти 300 тысяч просмотров. Средняя стоимость интеграции в стримы у популярных блогеров — 30 тысяч рублей, то есть бренд получает сравнительно дешевый контакт с аудиторией. Чем дольше длится трансляция, тем больше зрителей ее смотрит. Это уникальная особенность стриминга. Таким образом, снимая длинные, но наполненные увлекательными событиями видео, блогер может привлечь большую аудиторию зрителей, а бренд — расширить число контактов с потенциальными клиентами.

Чтобы стать популярным в ОК, достаточно хорошо разбираться в какой-то интересной теме и увлекательно о ней рассказывать в формате стрима, текста или фото. Дальше — дело техники. Например, можно воспользоваться многочисленными высокотехнологичными продуктами ОК для авторов контента. Среди них — творческая студия, которая позволяет добавлять в плеер с прямыми эфирами викторины, опросы, мотивируя зрителей активнее взаимодействовать с контентом. Инструменты поддержки авторов, создающих прямые трансляции, позволяют зрителям во время эфира поощрять блогера платными подарками, которые он может конвертировать в денежные средства или в оплату виртуальных сервисов соцсети. ОК также постоянно проводят различные спецпроекты, поддерживающие талантливых блогеров, создающих уникальный контент. Авторы наиболее популярных в ОК стримов или другого контента могут рассчитывать на поддержку со стороны соцсети.


Как стать популярным во «ВКонтакте»

Константин Сидорков, директор по стратегическим коммуникациям «ВКонтакте»

«ВКонтакте» исторически служит площадкой для старта молодых создателей контента — музыкантов, иллюстраторов, блогеров и других авторов. И конечно же, одна из главных особенностей VK — паблики, которые объединяют как небольшие локальные коммьюнити, так и огромные сообщества людей по интересам. Многие создатели контента используют формат пабликов для своего продвижения.

В рекламном кабинете «ВКонтакте» доступно множество разных форматов, которые помогут найти свою аудиторию. Стоимость привлечения подписчиков будет зависеть от множества факторов: выбранных форматов, креативов, величины аудитории, тематики. В прошлом году рекламодателям стал доступен прогноз результатов: система подскажет примерный бюджет, какой охват и количество переходов можно получить. Таргетированная реклама, реклама в «Историях», видеореклама — все это помогает блогерам выходить на многомиллионную аудиторию «ВКонтакте» и получать органические и вирусные охваты. Но важным критерием для создания хайпа, конечно, является сам контент, который создает автор.

Сейчас недостаточно просто запустить рекламу в день выхода релиза, а нужно начинать работать с аудиторией заблаговременно: разогревать фанатов анонсами в паблике, общаться с аудиторией — например, через прямые трансляции, делать коллаборации с другими лидерами мнений, использовать конкурсные механики для взаимодействия с поклонниками, подробно анализировать аудиторию, чтобы обыгрывать интересующие темы и тренды, и задействовать для продвижения все релевантные площадки.

Если говорить о музыкантах, из «ВКонтакте» на большой музыкальной арене появились Макс Корж, Jah Khalib, Скриптонит, Тима Белорусских и огромное количество других исполнителей. Из последних примеров — нашумевший музыкальный релиз блогера Моргенштерна принес артисту десятки миллионов прослушиваний.

И специально для начинающих авторов мы запустили программу VK Talents (vk.com/talents) — она помогает создателям интересного контента получить бесплатное продвижение в соцсети и даже стать участником крупных международных проектов и фестивалей. Если вы молодой автор, свой путь к славе стоит начинать со знакомства с VK Talents.


Как стать Дудем

Даниил Трабун, руководитель продукта в «Яндекс.Дзен»

Каждая блог-платформа уникальна: Instagram, YouTube, «Дзен», Telegram — это разные экосистемы, в каждой свои правила, про которые написаны десятки других блогов, так что нужно просто начать искать. Но главное для новичка — не правила раскрутки, а то полезное, что он может рассказать людям, и близкий автору формат. Начинайте с потребностей аудитории и своих уникальных знаний или желаний. К примеру, Дудь обожал формат интервью, нашел для формата идеальную платформу и поговорил со всеми интересными ему людьми. И стал тем Дудем, который сейчас известен нам.

Если речь идет об Instagram, то там сегодня два основных формата — живое общение в stories и посты. Общение в stories — это почти видеоблог-лайв с кучей интерактивных инструментов типа опросов. Посты — это полноценные истории на 500–1000 знаков и красивой привлекающей фотографией. Но все может измениться: платформы иногда меняют алгоритмы и принципы работы экосистемы. Если говорить о том, сколько стоит в среднем продвижение начинающего блогера, то все зависит от блога. Разброс может быть от 2 до 50 рублей за подписчика. Тематические обычно дороже выходят, так как аудитория уже в среднем 15–20 рублей. Нюанс в том, что у блогеров никак ценообразование не установлено и приходы они не гарантируют, нужно грамотно выбирать инфлюенсеров для продвижения, читать отзывы тех, кто у них уже покупал рекламу, и так далее. А вообще все сильно зависит от целей и бюджета. Как блогер планирует продвигаться — закупать рекламу у других блогеров или продвигаться таргетом. Сейчас размещения у блогеров уходят на второй план и обороты набирает таргет. Здесь все сильно зависит от самого блога и грамотности таргетолога. При бюджете 400 рублей в день приходит около 100 подписок. Если говорить про дальнейшую монетизацию блога, то бренды сегодня интересуются микроинфлюенсерами, у которых качественная аудитория и контент, а количество подписчиков не так важно.

Вся лента