Инвестиционный, но не кодекс
Режим договоров СЗПК должен заработать уже этим летом
Правительство на заседании в четверг, 12 марта, утвердило свои поправки ко второму чтению законопроекта, вводящего в практику инвестпроектов в РФ соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Для снятия сопротивления Минфин согласился исключить из проекта положения о концессиях и государственно-частном партнерстве (ГЧП). Обсуждение интеграции двух режимов перенесено на осень, сами соглашения по планам Белого дома должны заработать с июля.
Новое правительство в очень сжатые сроки восстановило движение законопроекта о СЗПК, принятого Госдумой в первом чтении, в четверг на заседании министр финансов Антон Силуанов доложил о завершении согласования поправок к проекту. Поправки дорабатывались под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова.
От имени Белого дома они будут вноситься при втором чтении законопроекта в Госдуме, де-факто речь идет о новом, ограниченном формате закона о СЗПК.
От первоначальных версий «инвестиционного кодекса», разрабатывавшегося командой под руководством замминистра финансов Андрея Иванова с 2018 года, текущая версия (она пока не опубликована) отличается именно этим: к 1 июля 2020 года после принятия всех необходимых актов режим СЗПК должен заработать как отдельная от других инвестрежимов конструкция.
Напомним, исходно законопроект предполагался как полноценная замена действующего закона об инвестициях, он должен был стать фактически общим документом-«конструктором» для защиты всех видов инвестиций в проекты в РФ, за исключением нефтегаза, финансовой сферы и ряда профильных бизнесов. Предмет соглашения — объемы инвестиций в обмен на фиксирование определенных существенных условий реализации проекта, в том числе налогов (кроме НДС и соцсборов), значимого госрегулирования, таможенных пошлин — всего, что соответствует понятию «стабилизационной оговорки».
Как пояснил в четверг Антон Силуанов, для запуска режима требуется три законопроекта — сам закон о СЗПК, поправки к Налоговому кодексу, вводящие режим «стабилизационной оговорки», и изменения в Бюджетный кодекс.
В последнем случае речь в том числе идет о возможности компенсации расходов инвесторов на транспортную, энергетическую, IT-, социальную и коммунальную инфраструктуры за счет налогов от проекта. Кроме этого, нужны три постановления Белого дома — о порядке регистрации и расторжения СЗПК, о создании госинформсистемы (ГИС) «Капвложения» и о зачете налогов. Планки инвестиций для инвестпроектов в отдельных сферах по требованию РСПП снижены для соответствия критериям нацпроектов.
Вне СЗПК остается три режима, действующие сейчас. Какое-то время они будут альтернативны СЗПК — это концессии, ГЧП и работа в ОЭЗ и СЭЗ. На поздних стадиях разработки проекта госбанки и крупные инвесторы, работающие в режиме концессий (Минфин очень настороженно относится к таким соглашениям, опасаясь забалансовых обязательств бюджета — см. “Ъ” от 25 февраля), активно лоббировали исключение из режима СЗПК этих видов инвестдеятельности, в Аналитическом центре при правительстве и вовсе говорили об опасности «утраты» механизма концессий. Исходя из формулировок Антона Силуанова, к вопросу о соотношении СЗПК и концессий / ГЧП, Белый дом вернется уже осенью 2020 года. Идеологически СЗПК с полностью прозрачным, в том числе через ГИС «Капвложения», режимом работы и стабильными условиями, видимо, более соответствует идеологии правительства Михаила Мишустина: если СЗПК заработают так, как планируется, схожей степени прозрачности Белый дом будет требовать и от ГЧП и концессий.