Назло кокошникам
Инна Желанная отметила день рождения концертом в Москве
В честь 55-летия певицы Инны Желанной в «Главклубе» прошел большой вечер, в котором приняли участие многочисленные коллеги певицы, разделяющие ее музыкальные вкусы. Борис Барабанов считает, что такой концерт вполне можно назвать фестивалем, причем оздоровительным.
В прошлом году Инна Желанная серьезно болела и в конце концов легла на операционный стол. Врачи запретили ей петь и преподавать на несколько месяцев, и поклонники беспокоились, сможет ли она вообще выйти на сцену после перенесенной терапии. Зал «Главклуба», в котором певицу поздравляли с «полукруглой» датой, для такого события оказался великоват — но на площадке поменьше вряд ли хватило бы места для аппаратуры многочисленных гостей. И видеоряды, созданные специально для концерта, смотрелись бы не так эффектно.
Инна Желанная — один из главных пропагандистов «корневой» музыки в России. Она звучит в ее сольных альбомах, ее возила по миру группа Farlanders. Облекая улов этнографических экспедиций в актуальную музыкальную форму, певица всегда была своего рода оппозиционером по отношению к официальным «народницам» в кокошниках и сарафанах.
Но на концерте в «Главклубе» был представлен широчайший спектр музыки. Даже давний соратник Инны Желанной Сергей Старостин в этот вечер был мало похож на ярмарочного деда, несмотря на то что прозвище Дед закрепилось за ним давно и прочно; в его сете не было занудства, которое нередко свойственно world music. В программе нашлось место и для рока, и для джаз-фьюжена, и для электроники, но важно было то, что, вне зависимости от жанра, гости Инны Желанной показывали доступную музыку с сильным мелодическим началом, которая пришлась бы по душе самым широким слушательским массам — если бы ее поддерживали не только энтузиасты-одиночки вроде того же Старостина или экс-продюсера Farlanders Александра Чепарухина.
Если стартовый песенный блок базировался на корневых русских напевах, то «Рекорд Оркестр» выступил в балканском стиле, а ураганный сет группы Two Siberians сдвинул фокус концерта в сторону джаза и киномузыки. Маша Макарова из группы «Маша и Медведи» сыграла немного рока, а потом представила слаженный и вполне доступный в своей «куплетно-припевной» форме дуэт с виновницей торжества. Вернувшись к фолку в сете со своим проектом «Вилы» (см. “Ъ” от 20 мая 2017 года), Инна Желанная продемонстрировала форму, в которой старая музыка вполне может существовать в новом мире: заранее записанные «биты», электронная перкуссия от давнего партнера Сергея Калачева и точный подбор вокалисток, сопровождающих главную героиню.
Певица воспользовалась помощью второй вокалистки и во время исполнения песни группы «Альянс» «Дальше» из замечательного альбома «Сделано в белом», материал которого давно не исполняется на концертах. Фронтмен «Альянса» Игорь Журавлев сыграл на гитаре и в другой принципиальной для репертуара Инны Желанной песне — «Блюз до-минор». Его собственный юбилей — 60-летие — будут отмечать на концерте «Альянса» 1 мая.
Доехала до «Главклуба» также Пелагея, которая еще днем не была уверена, что сможет выступить,— жаловалась на голос. Фактически Пелагея сегодня олицетворяет русский фольклор в мейнстриме, можно сказать, ее усилиями он остается в поле зрения. А на концерте в честь Инны Желанной именно фольклор оставлял ощущение здорового и полного сил жанра. Аншлага не было, но было очевидно, что зрители пришли (и приехали из других городов) за конкретной музыкой и конкретными эмоциями. Если в 2000-е world music и разнообразные игры с корневыми мотивами в известной мере существовали в поле моды, то сейчас эта музыка живет сама по себе — вопреки трендам. Такому точному подбору артистов, такой концертной органике, таким чистым чувствам могут позавидовать многолюдные крупнобюджетные фестивали. Во всяком случае, те из них, которые останутся этим летом на плаву.