Мусор сложат в один контейнер
Петербург и Ленобласть могут объединить операторов по обращению с отходами
Власти Ленобласти и Петербурга обсуждают создание единого оператора по обращению с отходами. Это один из вариантов, который чиновники рассматривают в рамках эффективной реализации «мусорной» реформы на территории двух регионов. Власти пока определяются, будет ли это новый региональный оператор вместо уже выбранных или же инициатива ограничится только общим юрлицом. В первом случае остаться без работы могут уже действующие игроки, а на второй уйдет немало времени.
В администрации Ленобласти и Смольном рассматривают вариант работы на территории двух субъектов единого оператора по обращению с отходами. Соответствующее решение будет основываться на позиции двух губернаторов, подчеркнул глава Ленобласти Александр Дрозденко. «Мы хотели бы, чтобы единый оператор был мощным и серьезным игроком федерального уровня, так как только такая компания может обеспечить значительные вложения в переработку и выстраивание нормальной цивилизованной схемы оборота отходов. Это потребует не одного миллиарда инвестиций»,— сказал Александр Дрозденко. Он добавил, что сегодня рассматривается несколько крупных российских игроков «мусорного» рынка, которые хорошо себя зарекомендовали. «Совместно с Петербургом будем согласовывать свои шаги, чтобы через конкурсные процедуры определить единого оператора»,— сказал “Ъ” господин Дрозденко.
«Мусорная» реформа включает в себя передачу функций по вывозу, транспортировке, обработке и хранению отходов региональным операторам. В Ленобласти им стала Управляющая компания по обращению с отходами (УКООЛО), с которой весной 2018 года был подписан десятилетний контракт на 25 млрд рублей. Ситуация в Петербурге менее однозначна. В конце 2017 года Смольный начал выбирать региональных операторов для южной и северной частей города. Два десятилетних контракта были на 40 млрд рублей каждый. Победителем аукционов было признано ГУП «МПБО-2», но конкуренты оспорили конкурс, и результаты торгов для южной части города были отменены. При этом регоператор так и не начал работать даже в северной части города: Госдума разрешила продлить переходный период по внедрению «мусорной» реформы на три года для Петербурга, Москвы и Севастополя. В конце прошлого года в Смольном обещали «постепенно войти» в реформу уже в 2020 году.
Что будет с действующим на территории Ленобласти регоператором — УКООЛО, областные власти не уточняют. Заместитель председателя правительства Ленинградской области по безопасности Михаил Ильин, комментируя эту тему, сказал: «Это не догма. Есть сегодня этот оператор, а завтра может появиться другой, если его работа не устроит. Но мы пока об этом не говорим»,— заявил “Ъ” Михаил Ильин. По его словам, в случае если власти двух регионов поддержат идею о создании единого регоператора, он должен будет функционировать на всей территории двух регионов.
Условия проведения конкурса по выбору единого регоператора вице-губернатор Петербурга Николай Бондаренко комментировать не стал. Однако он сообщил “Ъ”, что если принять за основу предложение о том, что единым регоператором должно быть одно юрлицо, то основная сложность связана с тем, что операторы Ленобласти и Петербурга имеют разную форму собственности (ОАО и ГУП соответственно). «В этом случае Петербургу придется провести приватизацию своего регоператора, который уже определен по северной зоне (ГУП “МПБО-2”). Для этого потребуется от года до полутора лет. Только после этого возможно будет создание одного юридического лица»,— пояснил господин Бондаренко.
Заместитель председателя комитета по природопользованию и экологии «Деловой России» Наталья Беляева назвала инициативу создания единого оператора для двух регионов рациональной, добавив, что она предполагает несколько вариантов развития событий. Так, из-за отсутствия регионального оператора в южной части города можно будет заключить договор с действующим в северной части города региональным оператором (ГУП «МПБО-2»), либо уже обслуживающим Ленобласть (УКООЛО). Такая практика разрешена законом сроком на один год, указывает эксперт. «Спустя это время операторы могут изменить территориальные схемы таким образом, чтобы объединенные потоки распределялись в рамках их договоренностей как “единого оператора”, работающего на два субъекта РФ. Можно даже не создавать единую зону, а просто существовать в договорных отношениях. На той территории, которая спустя год снова окажется без оператора, в качестве срочной меры ввести регулирование, то есть провести конкурс и выбрать нового»,— сказала госпожа Беляева.
Генеральный директор УКООЛО Николай Хасиев сообщил “Ъ”, что знает о возможностях, предусмотренных законом, но про идею создания единого регоператора для Петербурга и Ленобласти он не слышал и отказался ее комментировать.
Власти Петербурга и Ленобласти давно обсуждают свое взаимодействие в рамках «мусорной» реформы, так как весь объем твердых бытовых отходов, образуемых в мегаполисе (1,8 млн тонн в год), свозится в соседний регион. В феврале областные чиновники предложили Смольному ввести экологический сбор, который направят на развитие районов с полигонами, принимающими городской мусор (см. “Ъ” от 05.02.2020).