«Происходящее в реальной жизни зачастую круче любых киноизысков»

Михаил Гуревич — о сценариях борьбы с эпидемией

Работники по всему миру перешли на удаленку, провайдеры оказались к этому не готовы. На днях YouTube и Netflix понизили качество видео на своих платформах, чтобы не перегружать интернет-трафик. Дело в том, что европейские операторы Vodafone и Deutsche Telekom не справлялись с увеличенной нагрузкой, так как люди, начав работать из дома, стали смотреть больше фильмов и сериалов в высоком качестве. При этом в топе самых популярных — картины об эпидемиях и их последствиях. Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич не удивлен таким трендом.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Согласно интернет-статистике, количество просмотров фильмов об эпидемиях выросло за последнее время в несколько раз. Некогда не слишком выдающиеся по сборам «Заражение», «Эпидемия», «Последняя любовь на Земле» и другие картины о столкновении мира с неизвестным вирусом вырвались в лидеры онлайн-просмотров. «Заражение» 2011 года на данный момент является четвертой по популярности кинолентой по версии IMDb, уступая лишь текущему прокату и опережая всех лауреатов «Оскара» нынешнего года.

Неудивительно, в последние недели трудно отделаться от ощущения, что мы сами неожиданно попали в нечто среднее между реалити-шоу и апокалиптичным блокбастером.

«Как в кино» говорится нынче не о чем-то таком, что ваш собеседник не может представить, а о рядовых новостях, распоряжениях московской мэрии и даже о банальном походе в магазин. Собственно, копирование поведения кино- и телевизионных героев происходит у многих и без всяких катастроф. Благодаря им люди узнают, как красиво ухаживать, радоваться и горевать.

А сейчас самое время сравнить повседневные ощущения с видением именитых сценаристов и заодно получить инструкции, как правильно себя вести в новых обстоятельствах. И пусть правительства успокаивают нас обещаниями, что товаров хватит надолго. «Это, конечно, прекрасно, но мы же видели, что случается потом», — думают россияне, японцы, венгры и в едином порыве опустошают полки магазинов.

А самое забавное, что к контекстному кинематографу обращаются не только простые люди, но и власть предержащие. Они же не с Луны к нам свалились. Уверен, что на совещаниях различных оперативных штабов неоднократно звучат предложения в стиле: «А давайте сделаем, как в том фильме». И кто-нибудь отвечает: «Ага, а по итогу будет, как в первом сезоне "Эпидемии". Многие же помнят, как в пятой серии этого свежего российского сериала орудовали некие невежливые люди, очень похожие на государственные спецвойска. После показа серия даже ненадолго исчезла с киносайтов и вернулась только после того, как в следующей была добавлена сцена, где по громкоговорителю сообщалось, что это какие-то бандиты, причем иностранного происхождения. Наверняка, в процессе обсуждения возможности введения карантина в столице и запрета на въезд и выезд этот сериал неоднократно упоминался. И это, скорее, хорошо.

Потому что мировая кинокультура, кажется, давно прописала все возможные действия и последствия.

Власти знают, как будем вести себя мы, а мы, в свою очередь, — чего ожидать от них. Только главное — не забывать, что происходящее в реальной жизни зачастую круче и неожиданнее любых киноизысков, потому что этот сценарий мы создаем сами день за днем. Добро пожаловать в блокбастер «Коронавирус COVID-19».

Вся лента