Золото оседает в банках
Рынок драгметаллов подрастерял покупателей
Ситуация с коронавирусом оказывает влияние не только на волатильность фондового рынка, но и привела к ограничению российского рынка драгоценных металлов, в первую очередь золота. Банк России не спешит увеличивать объемы покупок, а торговые связи и транспортное сообщение между странами сокращаются, что снижает возможности банков для продажи золота за рубеж. Кредитные организации вынуждены либо наращивать запасы золота в своих хранилищах, либо сокращать покупки у производителей.
Сокращение авиасообщения между странами и ввод мер карантина в борьбе с распространением коронавируса в мире в ряде стран привели к сокращению объемов торгов физического металла в России. Как сообщил “Ъ” начальник управления операций с товарными активами и продуктами фондирования банка «ФК Открытие» Алексей Зайцев, рынок физического металла почти не функционирует, так как сократились перевозки. По его словам, европейские банки не прогнозируют работу из-за возможного введения чрезвычайной ситуации, при этом некоторые рынки, как например Индия, уже закрыты из-за коронавируса.
Заместитель председателя правления Совкомбанка Михаил Автухов также отмечает, что из-за карантина многие страны закрыли авиасообщение, но Великобритания пока продолжает покупать российское золото.
«Соединенное Королевство считается одним из крупнейших центров торговли физическим золотом, откуда потоки перераспределяются далее по конечным потребителям»,— говорит он.
Объем драгоценных металлов на счетах российских кредитных организаций на начало года, согласно банковской отчетности, превышал 92 тонны. Это стало рекордным значением на начало года, по крайней мере за пять лет (см. “Ъ” от 11 февраля). Основной причиной такой ситуации стало существенное сокращение покупок золота со стороны Банка России во втором полугодии 2019 года.
Последние шесть лет годовая добыча золота в России составляет 290–315 тонн. В предшествующие пять лет Банк России выкупал 60–70% металла. Согласно статистике размера международных резервов, в 2019 году он выкупил всего 158 тонн золота — минимальный объем за шесть лет.
Банк России и в текущем году сохраняет консервативную политику. По словам Алексея Зайцева, ЦБ пока не увеличивает покупки. Михаил Автухов сообщил, что со стороны золотодобывающей отрасли рынок функционирует, золото производят, но со стороны потребителя в России рынок слабый. «Увеличение объемов покупки золота на российском рынке Банком России могло бы помочь поддержать спрос и стабилизировать рынок»,— считает он.
В текущей ситуации банкам придется либо отказываться на время от покупки золота у производителей, либо наращивать объемы в хранилищах. «Мы сильно сократили его в начале года. Поскольку сейчас не начался активный сезон добычи, мы остаток не наращиваем»,— говорит Алексей Зайцев. Представитель Polymetal сообщил, что спрос стабильно высокий, основные покупатели производимого золота — российские коммерческие банки. Михаил Автухов сообщил, что у Совкомбанка заключены долгосрочные договоры с золотодобывающими предприятиями на 2020 год: они продолжают добывать золото, а банк его выкупает в соответствии с заключенными контрактами, поэтому объемы закупок золота по сравнению с 2019 годом не уменьшились. В Сбербанке также сообщили, что уровень закупок золота у производителей осуществляется в «прежних объемах» и реализовываться оно будет, «как и ранее, по традиционным каналам». ВТБ осуществляет операции купли-продажи драгоценных металлов в рамках существующих договорных отношений с контрагентами и исходя из текущей рыночной конъюнктуры, заявили в банке. И в ВТБ, и в Сбербанке отказались назвать “Ъ” актуальные цифры по запасам золота и торговым оборотам с ним. Представитель «Полюса» отметил, что «временные проблемы с физическими поставками золота на экспортных рынках, даже если такие и фиксируются, на данный момент не оказывают влияния на котировки».
Московская биржа говорит об интересе участников торгов к использованию физического золота в качестве обеспечения по сделкам. «Мы видим небольшое увеличение объемов золота на хранении и фиксируем рост интереса к использованию его в качестве обеспечения на биржевых рынках»,— сообщил “Ъ” представитель биржи, не раскрыв количественные показатели.