Стартапы теряют инвесторов
Как меняются условия сделок во время кризиса
Венчурные инвесторы из-за коронавируса и кризиса стали менять условия сделок со стартапами. Как пишет Business Insider, фонды начали навязывать предпринимателям невыгодные условия или вовсе отказываться от уже заключенных соглашений. Могут ли стартапы защититься и что происходит на российском венчурном рынке? С подробностями — Сергей Гусев.
«Кажется, нас пытаются поиметь», — такие выражения слышат журналисты от предпринимателей, которые подписали соглашение об инвестициях, а через пару дней получили известие, что денег будет в два раза меньше и на худших условиях. Разразился кризис, и часть венчурных капиталистов решили, что это возможности, и пустились снижать оценки стартапов, чтобы получить большую долю в компании за меньшие деньги. Основатели стартапов жалуются прессе, но, похоже, это новая реальность, считает директор по работе с портфельными компаниями Фонда развития интернет-инициатив Сергей Негодяев. В кризис становится сильно меньше капитала, так что теперь не инвесторы ищут проекты, а стартапы обивают пороги инвесторов.
«Действительно, будут выкручивать руки предпринимателям для того, чтобы сделать несколько сделок в своей жизни. То есть, если ты сейчас купишь долю в компании, которая находится в кассовом разрыве, и ей нужно выжить, и за это получишь большую долю на беспрецедентных условиях, то когда все вернется через год-два, твои доходы могут вырасти десятикратно или двадцатикратно, — отметил эксперт. — А когда говорят, что инвестор вчера со мной обсуждал одну оценку, а сегодня дал предложение по оценке в два раза ниже, я бы, честно, рекомендовал брать эти деньги, потому что завтра могут предложить оценку в четыре раза ниже, и в ближайший год могут вообще этих денег не предложить».
Стремление дать поменьше денег на новые проекты выглядит логичным, когда рушатся рынки, напоминает директор дочерних фондов «Российской венчурной компании» Михаил Федотов:
«На фоне всей паники, продолжающейся на рынках пару недель, конечно, есть желание подвергнуть ревизии сделки, которые идут, или использовать оценку — это нормальное желание, на мой взгляд. Но пока не осело все и непонятна степень разрушений, кто здесь должен жаловаться, пока непонятно. Я думаю, что, прежде всего, надо готовиться к пересмотру бюджета и финансовых моделей. Условия венчурных фондов будут ужесточаться, но до того момента, пока у фаундера не пропадет интерес к этому проекту».
Правда, не все так трагично. Ряд молодых компаний, наоборот, «выстрелили» на фоне кризиса и теперь просят денег не для того, чтобы выжить, а чтобы справиться с возросшим спросом, рассказал управляющий партнер венчурного фонда LETA Capital Александр Чачава. К тому же, на российском рынке заметна не столько жажда наживы со стороны инвесторов, сколько взаимопомощь.
«Я вижу больше проявлений взаимовыручки и этичного поведения, потому что все предприниматели понимают, что они живут на одном рынке, можно сказать, находятся в одной лодке, особенно когда государство не очень-то и поддерживает. Предоставляют кредитные линии, отсрочки по платежам, снижение прайса», — подчеркнул эксперт.
Впрочем, у российских стартапов есть и своя специфическая проблема. Если они не ориентированы на глобальный рынок, им деньги и так давали с неохотой, рассказал “Ъ FM” основатель стартапа «Финансист» Станислав Кутузов:
«Мы привлекли часть раундов по той оценке, которую мы хотели, и сейчас сделку закрываем. Но в целом, если говорить про компанию, которая находится в России и которая сейчас развивается на российском рынке, у нее есть проблемы с тем, чтобы получить финансирование, потому что если ты не ориентирован на западный рынок сию секунду, то тебе в целом достаточно тяжело привлечь деньги, не доходит речь до оценки даже».
Так что опыт выживания в условиях нехватки капитала у российских стартапов явно есть. О глобальных последствиях для венчурной отрасли говорить рано, но одно ясно: в ближайшие годы получить доступ к деньгам будет особенно сложно.
В начале месяца американский венчурный фонд Sequoia Capital назвал эпидемию коронавируса «черным лебедем» и спрогнозировал проблемы с привлечением средств на новые проекты. Сами стартаперы опасаются уже не только проблем с фандрайзингом, но и нехватки оборотных средств.