Роботы в работе
Как технологии влияют на рынок труда
Дискуссия о том, полезны ли IT для рынка труда или от них больше вреда, идет уже не первый год. «Ряд профессий скоро просто исчезнет, и целые семьи из-за этого окажутся на улице»,— драматизируют одни. «Какие-то исчезают, какие-то появляются, и так было всегда»,— возражают другие. Впрочем, цифровую трансформацию, похоже, эти споры не интересуют. Изменения ожидают целый пласт профессий, рутинную часть которых смогут взять на себя технологии искусственного интеллекта (AI). А многие сегодняшние школьники, скорее всего, займут должности, которых сегодня еще не существует.
«Если вы посмотрите на столетнюю историю современных технологий начиная с конвейера Генри Форда, можно убедиться, что в западных странах, где такие технологии появились раньше, чем в развивающихся, именно технологии помогали развивать рынок труда, а не вредили ему. Более того, именно высокотехнологичные компании создали огромное количество новых рабочих мест и продолжают их создавать сейчас». Так в своем выступлении в октябре 2019 года в ходе Всемирного конгресса по IT отвечал скептикам известный индийский предприниматель Нараяна Мурти. В 1981 году Мурти основал софтверную компанию Infosys, рыночная капитализация которой на NYSE сейчас составляет $46,5 млрд. Он убежден: развитие технологий не вредит рынку труда, они, напротив, только толкают его вперед.
Интеллектуальное замещение
Три из пяти HR-лидеров считают, что профессия HR не будет актуальной уже в 2020 году, если специалисты не модернизируют свой подход — к такому выводу пришли аналитики KPMG. Это объясняется активным внедрением новых технологий, таких как роботизирующие процессы обзвона кандидатов и проведения видеоинтервью, решения, предсказывающие успешность кандидата в компании на основе аналитики Big Data, отмечает руководитель группы стратегического и операционного консультирования КПМГ в России и СНГ Елена Устюгова.
«Внедрение ATS (система по управлению кандидатами, Applicant Tracking System) позволяет отслеживать соискателей на всех этапах отбора: от просмотра вакансии и отклика на нее до интервью и приема на работу»,— говорит директор по развитию HeadHunter Борис Вольфсон. По его словам, так рекрутер понимает, по каким каналам приходит больше успешных кандидатов и куда стоит вкладывать ресурсы. ATS ускоряет процесс найма на 45%, сегодня «около 75% игроков на зрелых рынках рекрутмента уже задействуют в своей работе специализированный софт классов ATS/CRM, к примеру Potok.io», указывает гендиректор TalentTech Андрей Митюков. AI, встроенный в АTS, будет оценивать настроение и поведение человека в соцсетях, прогнозирует он: «К примеру, некий контент на вашей странице покажет недовольство текущим местом работы. Сопоставив эти данные с вашим цифровым резюме, AI определит ваши дальнейшие пути развития».
Российская HR-сфера уже активно применяет AI-технологии. Например, у сервиса Sever.AI решение на базе искусственного интеллекта умеет общаться с соискателями, приглашать их на собеседование, предлагая наиболее удобное для них место работы по геопозиции. С помощью этой технологии сеть АЗС «Нефтьмагистраль» за три месяца наняла почти 100 автозаправщиков, менеджеров, кассиров и, таким образом, сумела сэкономить HR-специалистам в среднем 88 рабочих часов в месяц, приводит пример господин Митюков.
Исчезающие профессии
Развитие автоматизации и решений на базе AI приведет к исчезновению 75 млн рабочих мест, но при этом создаст 133 млн новых к 2022 году, следует из отчета ВЭФ-2018. А к 2030 году, по прогнозу McKinsey, около 400 млн работников на планете (14% рабочей силы) заменит интеллектуальная автоматизация.
Мировым флагманом во внедрении AI в сфере HR является Walmart, которая активно внедряет в магазинах роботов, обслуживаемых сотрудниками, рассказывает директор по маркетингу сервиса «Работа.ру» Ксения Курникова. Впрочем, по ее словам, далеко не все инновации в компании происходят «бесшовно»: «Часто покупатели в торговом зале пугаются внезапно появляющихся роботов».
К 2050 году 30% рабочих мест неизбежно подвергнется полной роботизации, считает треть HR-специалистов, опрошенных HeadHunter. По их мнению, это коснется в первую очередь некоторых позиций среди банковских служащих, финансистов и страховщиков. Основные направления использования роботов в компаниях — финансы, бухгалтерия, операционный блок и управление кадрами.
Полностью отказаться от человека невозможно, скорее можно рассуждать о трансформации той или иной профессии, считает Борис Вольфсон — например, «таксист — это современная версия кучера или извозчика». Исчезают профессии, подразумевающие выполнение однотипных рутинных операций: операторы баз данных, сотрудники колл-центров, кассиры, бухгалтеры, документоведы, в ряде случаев водители грузовиков, складские рабочие, уточняет эксперт группы по управлению персоналом и организационными изменениями департамента консалтинга «Делойт» СНГ Елизавета Муравьева.
Бизнес сегодня уже широко использует чат-боты, наиболее распространенные сферы их применения: клиентская поддержка, онлайн-шопинг и виртуальные ассистенты для сотрудников. Голосовой бот может взять на себя функции целого колл-центра, но минимум 10% сотрудников останется, чтобы обучать и контролировать машину, рассуждает директор по развитию бизнеса и сооснователь Voximplant Сергей Порошин: «Технологии нацелены на сокращение неэффективно используемого времени как для клиента, благодаря автоматизации быстрее получающего ответ на свой вопрос, так и для менеджера, который может обрабатывать лишь действительно требующие человеческого участия запросы».
Профессии будущего
Высокие технологии приведут к созданию и новых профессий. 65% тех, кто сейчас учится в школе или в вузе, займут должности, которых сейчас еще не существует, считает директор департамента по PR, информполитике и корпоративной социальной ответственности «Microsoft Россия» Анна Лобанова. «Профессии будущего» уже появляются среди вакансий, например дизайнер VR, Deep learning инженер, Data mining инженер, AI-разработчик, аналитик IoT и т. д.
Технологии повлияют и на формат работы, полагают эксперты. Ожидается, что в 2020 году уже каждый пятый будет работать удаленно, говорит Ксения Курникова, добавляя, что на аутсорс можно отдать почти все виды работ, кроме функционала топ-менеджмента. По прогнозам BCG, к 2028 году 73% всех рабочих коллективов в мире будут иметь то или иное количество удаленных сотрудников с полной занятостью, выполняющих свою работу при помощи технологий. Особенно активно удаленная работа будет развиваться по мере постепенного роста доли представителей наиболее технологически развитых поколений Y и Z на мировом рынке труда — уже в этом году представители этих поколений будут составлять 59% всего рынка труда. К 2022 году 42% необходимых требований к квалификации сотрудников изменятся под влиянием развития IT.
Появились новые форматы бизнеса, к примеру онлайн-школы, где вообще не существует «неудаленных» сотрудников, замечает технический директор Trend Micro в СНГ, Грузии и Монголии Михаил Кондрашин: «Особенно богатые возможности получают обитатели "умных" домов, где электроника позволяет сотруднику виртуально присутствовать и участвовать во всех необходимых бизнес-процессах».
В будущем будут востребованы узкоспециализированные профессионалы, которые постоянно прокачивают знания (hard skills), считает госпожа Курникова, добавляя, что специалисты с хорошо развитыми soft skills тоже останутся востребованы, так как «именно они будут выстраивать процессы эффективных коммуникаций между AI и человеком». Поэтому в процессе повышения квалификации рекомендуется уделять особое внимание «прокачиванию» эмоционального интеллекта. «Идеальный» специалист будущего должен обладать техническими навыками, релевантными для конкретной отрасли, и развитыми soft skills: креативность, навыки общения и коммуникаций, умение вести переговоры, говорит Борис Вольфсон. При этом резких скачков зарплат ожидать не стоит, так как у высококвалифицированных специалистов уже сейчас уровень зарплаты выше среднего показателя по рынку, а успех специалиста зависит от его умений «предвосхищать и опережать требования к его профессии».