Минпромторг поддержит вагоностроителей рублем
Субсидии пойдут на вагоны для военной техники
Минпромторг разработал правила предоставления субсидий на закупку подвижного состава. По 400 тыс. руб. могут получить покупатели платформ для колесной и гусеничной техники, преимущественно востребованных под военные перевозки. Еще до 11,5 млн руб. могут возместить покупателям маневровых локомотивов. Участники рынка и эксперты считают, что маневровые локомотивы в текущей экономической ситуации никто и с субсидиями закупать не будет.
Минпромторг подготовил проект правил предоставления субсидий на закупку подвижного состава. На эту статью в 2020 году в бюджете предусмотрено 950 млн руб. (см. “Ъ” от 21 февраля).
Согласно проекту правил, субсидии выдаются на два типа подвижного состава: фитинговые платформы для перевозки колесной и гусеничной техники и маневровые локомотивы мощностью до 1200 л. с. В обоих случаях субсидируется 13,5% от закупочной цены, но не более 400 тыс. руб. для платформ и не более 11,5 млн руб. для маневровых локомотивов.
В основном военные перевозки осуществляет подконтрольная ОАО РЖД Федеральная грузовая компания (ФГК). В ФГК отказались от комментариев. При этом правила исключают возможность получения субсидий для ряда компаний.
Так, субсидии не могут быть предоставлены иностранному юрлицу или российскому юрлицу, в капитале которого более 50% принадлежит офшорной структуре.
Это исключает такие компании, как второй крупнейший оператор Первая грузовая компания (ПГК), принадлежащая кипрской Fletcher Group Holdings Владимира Лисина, Globaltrans и ряд других потенциальных заказчиков.
В текущей экономической ситуации промпредприятия не готовы будут приобретать маневровые локомотивы, особенно новые, уверен глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По мнению господина Бурмистрова, бенефициаром этой меры может стать «Локотех-Лизинг», оказывающий промышленности услуги по аренде маневровых локомотивов.
Что касается сегмента воинских перевозок, то они в значительной степени завязаны на учения и маневры, которые сейчас свернуты, и непонятен смысл покупать именно сейчас, полагает эксперт. Особенно с учетом того, что к третьему-четвертому кварталам ситуация с заказами у вагоностроительных заводов будет катастрофической и они будут жестко конкурировать за контракты на закупку подвижного состава под заказы Минобороны. Выпускать подобные платформы могут многие заводы, говорит господин Бурмистров: «Уралвагонзавод», «Алтайвагон», Трансмаш, ЗМК в Энгельсе, «Рузхиммаш» и специализирующаяся на вагонах с повышенной осевой нагрузкой Объединенная вагонная компания (ОВК). В ОВК “Ъ” уточнили, что имеют в наличии сертифицированную модель, отвечающую обозначенным в документе требованиям по длине, и возможность ее производства.
Исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» (ОВС) Евгений Семенов говорит, что круг заводов, выпускающих платформы для колесной и гусеничной техники, достаточно широк, а в текущей экономической ситуации, когда по итогам года производство вагонов упадет до 50–60 тыс., а далее — до 40–45 тыс., любой контракт вызовет жесткую конкуренцию среди вагоностроителей. По его мнению, поддержка выпуска платформ для техники — действенный инструмент, который будет стимулировать закупки нового подвижного состава такого типа. ОВС на прошлой неделе обратилось в Минпромторг с просьбой расширить субсидии на закупку подвижного состава, добавив в перечень вагоны с повышенной осевой нагрузкой (как обладающие повышенной провозной способностью, что важно в условиях инфраструктурных ограничений на Восточном полигоне, пояснил исполнительный директор союза), а также ввести субсидии на производство таких вагонов.