«Нелепо в условиях эпидемии заниматься противодействием и мешать работать»

Трансплантолог Михаил Каабак и члены его команды вновь оказались в центре скандала

Новый скандал с врачами команды трансплантолога Михаила Каабака произошел в Научном центре здоровья детей (НЦЗД, Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей) Минздрава РФ. Руководство центра, по словам господина Каабака, намерено уволить трех медиков. Он заявил, что работать так невозможно, так как трансплантация — «командная работа». В центре информацию об увольнении медиков опровергают. Сейчас в НЦЗД готовят 330 коек для приема пациентов с коронавирусной инфекцией. Михаил Каабак сообщил “Ъ”, что представители Минздрава убедили руководство медучреждения в этих условиях сохранить отделение трансплантологии.

Трансплантолог Михаил Каабак

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Как сообщал “Ъ” 30 марта, 15 корпусов федеральных медучреждений будут перепрофилированы под прием больных с коронавирусной инфекцией, это должно было обеспечить дополнительными койками Москву. В числе этих больниц и НЦЗД — там должно быть подготовлено 330 коек в новом корпусе, где располагается ряд отделений.

В понедельник директор НЦЗД Андрей Фисенко издал приказ (есть в распоряжении “Ъ”), согласно которому главному врачу Елене Дьяконовой поручалось прекратить плановую госпитализацию во все отделения, организовать выписку пациентов, «не требующих наблюдения и лечения в условиях стационара», и «отправить их по месту жительства для оказания медицинской помощи».

Пациентов, которым необходимо пребывание в стационаре, поручено перевести в главное здание центра, «в случае необходимости организовать перевод пациентов центра в профильные отделения Москвы и Московской области».

Далее следовало приложение, в котором указывалось, куда будут переведены отделения нового корпуса; отделение трансплантологии, которое с начала года возглавляет Михаил Каабак, в списке отсутствовало.

Напомним, осенью 2019 года от работы в НЦЗД были отстранены трансплантологи Михаил Каабак и Надежда Бабенко. Эти врачи известны тем, что являются одними из немногих медиков в РФ, кто делает пересадки почек детям с малым весом — менее 10 кг. После массовых жалоб родителей пациентов и резонанса в СМИ врачей в медучреждение вернули.

Согласно служебной записке Михаила Каабака, направленной директору НЦЗД 20 марта 2020 года, под наблюдением в отделении трансплантации органов находились 56 детей, ожидающих трансплантацию. Однако была выполнена только одна трансплантация: «Не удалось провести ни одной врачебной комиссии для одобрения индукционной схемы "алемтузумаб + экулизумаб"». Отметим, что решение врачебной комиссии необходимо для использования указанных препаратов, которые не зарегистрированы в России для проведения трансплантации. Претензии к применению этой схемы были одними из основных в конфликте с врачами прошлой осенью.

Руководство центра также уведомило трех врачей команды Михаила Каабака, что им придется покинуть должности. Замглавы отделения Надежде Бабенко вменили нарушение трудовой дисциплины, так как ее якобы не было на рабочем месте 26 марта. Врача диализного центра Арину Трофимову, которая работает в центре с февраля 2020 года, уведомили, что она не прошла испытательный срок, так как «показала неудовлетворительный результат», и договор с ней расторгается 2 марта 2020 года (оба документа есть в распоряжении “Ъ”). С врачом Юлией Вьюнковой отказались заключить контракт — она работала в НЦЗД по совместительству. Ранее ей предложили уйти с ее основного места работы в Российском научном центре хирургии имени Петровского на полную ставку, но, когда она уволилась оттуда, ей сообщили, что контракт на работу в НЦЗД с ней заключать не намерены.

Арина Трофимова 31 марта обратилась с заявлением к директору НЦЗД Андрею Фисенко, в Генпрокуратуру, а также в Минздрав России, сообщив, что с начала своей работы в НЦЗД неоднократно доводила до заведующей отделением заместительной почечной терапии Елены Ивановой, что «в диализном зале и подсобных помещениях отделения находится большое количество расходных материалов, срок годности которых истек в 2017 году». По ее словам, просроченные расходные материалы использовались для проведения диализа детям.

Госпожа Трофимова утверждает, что, когда она сообщила об этом госпоже Ивановой, та «ультимативно предложила просроченные магистрали для диализа и диализаторы подвергать стерилизации для последующего использования при проведении диализа пациентам». «

Стерилизация магистралей и диализаторов создает риск нарушения целостности структуры материала, из которого они изготовлены, что усиливает разрушение клеток крови при контакте с внешней средой,— говорится в заявлении Арины Трофимовой (есть в распоряжении “Ъ”).— Как следствие, возрастают вероятность тромбоэмболии, тромбоза фильтра и неэффективность жизненно необходимой процедуры гемодиализа. Повторная стерилизация… недопустима, так как эта часть расходного материала контактирует напрямую с биологическими жидкостями пациента… и повышает риск заражения инфекциями». К заявлению приложены фото- и видеоматериалы, они также имеются в распоряжении “Ъ”.

НЦЗД в своем официальном аккаунте в Instagram в среду сообщил, что «информация, распространяемая в социальных сетях, об увольнении специалистов центра не соответствует действительности»: «Врачи Надежда Николаевна (Бабенко) Раппопорт и Арина Геннадьевна Трофимова продолжают работать в нашем центре». Также сообщается, что НЦЗД «временно вынужден перевести пациентов, в том числе нуждающихся в трансплантации, в профильные медицинские учреждения Москвы».

В распоряжении “Ъ” есть видеозапись, где в среду госпожа Бабенко отказывается подписывать уведомление о нарушении трудовой дисциплины. Как сообщил “Ъ” Михаил Каабак, в отношении Надежды Бабенко и Арины Трофимовой позиция центра также не поменялась.

«В отношении меня пока ничего не готовится, но в этом немного смысла, потому что трансплантация никогда не делается человеком в одиночку, это командная работа,— сказал трансплантолог.— Лишив меня команды, мою работу парализовали».

Господин Каабак также сообщил, что Надежда Бабенко «работает 24 часа в сутки семь дней в неделю, без выходных»: «Находится она в своем кабинете или в других подразделениях, выезжает куда-то по моему поручению — это не так важно. Она работает без выходных и без перерывов». «Мы будем искать возможность сохранить команду и возможность трудоустройства»,— сказал трансплантолог.

Он также назвал «чудовищным» изначальное решение руководства центра перевести пациентов отделения трансплантологии в другие отделения: «Но, слава богу, оно отменено. Сегодня стало известно, что отделение остается. Это было решено Минздравом — главным трансплантологом Минздрава Сергеем Готье и директором департамента медицинской помощи детям Еленой Байбариной. Они практически в ультимативном режиме просили и убедили Андрея Фисенко решить этот вопрос так, чтобы дети остались в НЦЗД».

Михаил Каабак также рассказал, что в среду был найден донор для одного из его пациентов — двухлетнего ребенка: «Но нам главврач не разрешила проводить операцию, сославшись на эпидемию. Сейчас этот трансплантат уже пересадили другому человеку. Дождется ли этот ребенок следующего донора, мы не знаем». «Нелепо в условиях эпидемии заниматься противодействием и мешать работать,— отметил он.— Надо помогать друг другу работать».

Валерия Мишина

Хроника эпидемии

Последние новости о коронавирусе в России

Читать далее

Вся лента