Грузия против «короны»
Для борьбы с пандемией власти ввели комендантский час
Благодаря чрезвычайным мерам, принятым правительством Георгия Гахарии, распространение коронавируса в Грузии идет медленнее, чем в других странах. Статистика эпидемии выглядит на сегодня так: 117 заболевших и ни одного умершего. Тем не менее правительство не исключает, что часть чрезвычайных мер придется продлить на год. Борьба против эпидемии происходит на фоне взаимных обвинений между правящей партией «Грузинская мечта» миллиардера Бидзины Иванишвили и оппозиционной партией «Единое национальное движение» Михаила Саакашвили. Бурную политическую жизнь не приостановила даже пандемия. С подробностями из Тбилиси — корреспондент “Ъ” Георгий Двали.
В четверг Министерство здравоохранения и Национальный центр контроля за заболеваниями (НЦКЗ) опубликовали последние данные о ситуации с коронавирусом в Грузии: заболевших — 117 человек. Из них в больницах находятся 94. Остальные выздоровели и выписаны из клиник. 278 граждан с подозрительными симптомами находятся в стационарах и ждут результата анализов на коронавирусную инфекцию. Впрочем, пока практика показывает, что в абсолютном большинстве случаев подозрения не подтверждаются — у больных диагностируют обычный грипп. Тем не менее более 5 тыс. человек, вернувшихся и возвращающихся из европейских и соседних стран, находятся на карантине — изоляции или самоизоляции.
Те, у кого нет соответствующих домашних условий для «дистанцирования от близких», размещаются в комфортабельных гостиницах либо пансионатах по всей территории страны.
Если в течение 14 дней карантина у них проявятся симптомы — жар и кашель, они проходят тестирование.
Восемь больных находятся в тяжелом состоянии и подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких (ИВЛ). В основном это пациенты, положение которых усугубляется хроническими заболеваниями.
Тем не менее важно то, что ни один человек от COVID-19 пока не погиб. Директор тбилисской Инфекционной больницы имени Академика Вахтанга Бочоришвили, профессор Тенгиз Церцвадзе в связи с этим заметил, что грузинские врачи и эпидемиологи «очень гордятся» нулевым показателем смертности.
«С нами связываются коллеги из самых развитых стран, расспрашивая, каким способом мы этого достигли»,— сказал господин Церцвадзе в интервью «ТВ-Имеди».
Тем не менее он признает, что число заболевших растет, пусть не очень быстро, и в апреле Грузии вряд ли удастся сохранить «нулевую смертность», несмотря на все чрезвычайные меры.
По информации профессора, в стране есть 500 койко-мест, «оборудованных всем необходимым, в том числе ИВЛ».
Армия и полиция против невидимого врага
21 марта президент Грузии Саломе Зурабишвили по предложению правительства ввела в стране чрезвычайное положение сроком на месяц — до 21 апреля. Учебный процесс в школах и вузах прекращен, все границы с соседними государствами, в том числе КПП «Верхний Ларс-Казбеги» на российско-грузинской границе, закрыты, гражданам запрещено собираться в любой форме, в том числе на свадьбах и поминальных трапезах.
А 30 марта премьер-министр Георгий Гахария заявил, что, поскольку в ближайшие дни эпидемия достигнет пика, правительство считает необходимым ввести дополнительные меры.
По всей территории страны объявлен комендантский час с 21:00 по 06:00. Нарушителям комендантского часа (как и нарушителям карантина) грозит штраф в $1000, а при повторном нарушении — трехлетнее тюремное заключение.
За соблюдением чрезвычайных мер совместно следят полицейские и армейские подразделения. Они обустроили КПП на автотрассах у всех крупных городов.
Днем граждане могут передвигаться только на личных автомобилях и такси, поскольку движение всех видов общественного транспорта (в том числе междугороднего) приостановлено до конца ЧП. Причем водителям под угрозой штрафа запрещено возить более двух человек, и оба пассажира должны сидеть только на заднем сиденье.
Желающие снять стресс вином или водкой могут заказывать алкогольные напитки с доставкой на дом — все специализированные магазины закрыты.
Как и объекты общепита.
Во время комендантского часа работают только аптеки, а днем магазинам (в том числе продуктовым) запрещено под угрозой штрафа в $3 тыс. впускать более двух покупателей. Остальные должны ждать очереди у входа, соблюдая дистанцию в два метра.
Опасаясь дефицита продуктов, правительство не запретило движение через границы или по стране фур с предметами первой необходимости и продуктами. Но их останавливают на КПП и проверяют температуру у водителей.
Самая вирусостойкая церковь
Наиболее серьезная проблема в соблюдении «социального дистанцирования» — жесткая позиция Грузинской православной церкви (ГПЦ), негативно воспринявшей ограничительные меры.
Несмотря на все рекомендации эпидемиологов, в церквях продолжаются богослужения, а паству причащают одной ложкой из общей чаши. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия второй отверг идею причастия одноразовыми ложками и заявил, что церковные ворота «останутся открытыми для жаждущих получить духовную пищу во время страшного испытания».
Хотя именно в тот день с главой ГПЦ встретился премьер-министр Георгий Гахария, пытаясь уговорить его видоизменить богослужение хотя бы в день православной пасхи, 19 апреля, когда по всем расчетам в стране наступит пик заболеваемости и может произойти «взрывное распространение вируса».
Многие иерархи и клирики ГПЦ даже гордятся своей неуступчивостью в данном вопросе. Например, священник одной из тбилисских церквей, отец Теодор, выражая мнение большинства клириков, сказал, что Грузинская церковь проявила «большую стойкость», чем РПЦ и даже исламские богословы, чья непреклонность в вере, по его утверждению, «порой вызывает восхищение».
«Сейчас все отступили перед этим микроскопическим существом — коронавирусом, и лишь наша церковь стоит незыблемо»,— гордо объявил отец Теодор.
Единственная уступка, на которую пошла ГПЦ,— разрешение властям установить на церквях громкоговорители, чтобы паства могла молиться не в самих храмах, а во дворах, соблюдая дистанцию в два метра.
Учитывая огромное влияние ГПЦ, грузинские власти опасаются принимать жесткие меры. Глава правительства уже после встречи с патриархом подчеркнул, что переговоры и консультации о форме пасхальных богослужений будут продолжены «с учетом роли Грузинской православной церкви в истории и настоящем нашей страны».
За столь «трусливую» позицию власть подвергается жесткой критике со стороны либерально мыслящих общественных деятелей и главной оппозиционной силы — ЕНД Михаила Саакашвили, а также его бывших соратников из партии «Европейская Грузия».
Из Киева с любовью
У экс-президента Саакашвили появился еще один повод для жесткой критики правящей партии и правительства. Тысячи грузинских граждан, в том числе нелегалы, живущие и работающие в охваченной пандемией Европе, пытаются вырваться на родину, но поскольку авиасообщение с миром прекращено, они могут вылететь только чартерными рейсами грузинского авиафлагмана Airzena—Georgian airways. Люди платят за билеты до €500, но их все равно не хватает для всех желающих.
Тем временем Михаил Саакашвили, живущий на Украине, потребовал от грузинского правительства «открыть небо» и разрешить выполнять рейсы украинской авиакомпании Skyup airlines, которая, по его словам, «готова вывезти людей совершенно бесплатно».
По данным “Ъ”, украинской авиакомпании за чартеры из Берлина, Милана и Парижа (где особенно много грузинских мигрантов) готов заплатить грузинский «горнорудный магнат», один из лидеров ЕНД, депутат Коба Накопия.
Он и прежде щедро финансировал многие проекты Михаила Саакашвили. В том числе фильм американского режиссера Ренни Харлина «Пять дней в августе» о «пятидневной войне» 2008 года.
Власти отнеслись к идее бывшего президента более чем прохладно. Премьер Георгий Гахария даже призвал его «прекратить вредительство». Причина неприятия проекта с Skyup airlines, судя по всему, не только в том, что слишком быстрый приток эмигрантов может превысить возможности страны по их размещению в карантине и контролю над ее соблюдением.
В правящей партии не хотят позволить политическим оппонентам записать в свой актив очки в преддверии осенних парламентских выборов.
Впрочем, пока неясно, состоятся ли выборы вообще: во-первых, парламент может не успеть провести конституционную реформу, о которой ГМ и оппозиционные лидеры договорились еще до начала пандемии при посредничестве посла США в Тбилиси Келли Дегнан (см. “Ъ” от 9 марта).
Кроме того, конституция запрещает проведение выборов или внесение поправок в конституцию при ЧП, а Георгий Гахария в недавнем интервью не исключил, что многие из этих мер придется сохранять еще на несколько месяцев.
Более того, премьер предупредил: в стране может быть объявлен «академический год», то есть возобновление учебного процесса в школах и вузах, а также общенациональные экзамены могут быть отложены до весны-лета 2021 года.
Борьба за наследие американского сенатора
Властям приходится отвечать и на другие эпатажные заявления Михаила Саакашвили. Например, в интервью «ТВ-главный канал» (его финансирует тот же Коба Накопия, а также «сигаретный барон» Заза Окуашвили, рассорившийся с властями и перебравшийся в Лондон) господин Саакашвили с гордостью признал, что в свое время сумел обмануть покойного американского сенатора Ричарда Лугара.
Внушив покойному сенатору мысль о том, что в советские годы в Грузии якобы хранилось биологическое оружие, господин Саакашвили, по его утверждению, добился открытия в Грузии «биолаборатории», которая сейчас помогает инфекционистам диагностировать у пациентов COVID-19 по самой точной, молекулярной «PCR технологии».
Но директор Национального центра контроля за заболеваниями Грузии Амиран Гамкрелидзе призвал не верить высказываниям экс-президента. По его словам, соглашение о создании лаборатории, построенной на средства Пентагона, было подписано еще в 1997 году, во время правления президента Эдуарда Шеварднадзе, а Михаил Саакашвили имел к проекту лишь опосредованное отношение. При этом заместитель Амирана Гамкрелидзе, эпидемиолог Паата Имнадзе напомнил: лаборатория приостановила работу в 2011 году, когда Михаил Саакашвили настоял на ее передаче Министерству обороны Грузии.
Работа была возобновлена только в 2013 году. Причем Паату Имнадзе тогда чуть не арестовали, сфабриковав против него уголовное дело, и оставили в покое только после того, как за него вступилось Министерство обороны США.
МИД РФ неоднократно высказывался против «биологической лаборатории США» у своих границ, озабоченность «возможными опытами на геномах человека в этом военном объекте» высказывал и российский президент Владимир Путин.
Однако уверовав в то, что «Лаборатория имени Лугара» действительно играет значительную роль в борьбе против эпидемии, многие представители грузинской общественности предлагают установить в одном из тбилисских скверов бюст американского сенатора.
С гостеприимством, но без туристов
Не меньшую тревогу у грузинских властей вызывает состояние экономики и неминуемая рецессия в условиях полной стагнации главной индустрии последнего десятилетия — туризма, который создавал десятки тысяч рабочих мест и приносил стране до $2 млрд ежегодно при общем объеме ВВП в $18,3 млрд.
С начала марта по мере закрытия границ и прекращения турпотока национальная валюта лари обвалилась на 23%: с 2,7 лари за 1 доллар до 3,5 лари за доллар.
Лишь продав четвертую часть валютных резервов (около $100 млн из $400 млн), Национальному банку Грузии удалось приостановить падение, стабилизировав курс на 3,28 лари за 1 доллар. Одновременно правительство выделило из бюджета 2 млрд лари (при общем объеме бюджета на 2020 год в 11,2 млрд) для помощи населению, пострадавшему от кризиса, и поддержки малого бизнеса.
В частности, домохозяйства, потребляющие в месяц не более 200 кВт электроэнергии и не более 200 КБМ природного газа, полностью освобождаются от этих коммунальных платежей за март, апрель и май.
Впрочем, по мнению оппозиции, этого недостаточно, и необходимо полностью освободить любой бизнес от всех налогов на трехмесячный период. При этом Михаил Саакашвили призвал председателя «Грузинской мечты» Бидзину Иванишвили «вытащить из погреба своего замка на горе в Тбилиси наворованные миллиарды и раздать ограбленному им народу».
Сам господин Иванишвили не показывается на публике, но по достоверным данным, финансирует некоторые антикризисные программы правительства немалыми средствами.
Абхазия и Южная Осетия не хотят помощи Тбилиси
Границы Грузии с ее бывшими автономиями Абхазией и Южной Осетией закрылись по инициативе Сухума и Цхинвала сразу после того, как в Грузии подтвердился первый диагноз COVID-19 у гражданина, прибывшего в страну из Ирана.
Власти Абхазии сообщили, что в республике не зафиксировано ни одного случая заражения, за исключением гражданки Грузии, приехавшей в Абхазию из РФ и вскоре переправленной в грузинскую клинику в Зугдидском районе.
Одновременно тбилисское издание Netgazeti со ссылкой на свои источники в Абхазии сообщило, что, несмотря на запреты абхазских властей, в селе Беслахуба Очамчирского района прошла свадьба с участием 500 гостей.
А в ночь на четверг из Абхазии в Зугдидскую клинику были доставлены семь жителей Гальского района с подозрением на коронавирусную инфекцию. Госминистр Грузии по примирению и гражданскому равноправию Кетеван Цихелашвили в связи с этим выразила возмущение, что власти Южной Осетии, где ситуация, по ее мнению, «очень тревожная», отвечают на все предложения Тбилиси о помощи «деструктивным отказом».