Игорю Коломойскому МВФ не писан
Украинский олигарх срывает принятие закона, запрещающего возврат национализированной собственности
Принятие на Украине «антиколомойского закона», запрещающего возвращение национализированных банков их бывшим владельцам, оказалось под угрозой срыва. Законопроект, одобренный Верховной радой на прошлой неделе в первом чтении, уже к понедельнику собрал свыше 6 тыс. поправок. Парламентский регламент позволяет авторам поправок настаивать на рассмотрении каждой из них и тем самым отложить принятие закона на неопределенное время. В этой ситуации во властной команде призывают пересмотреть регламент Рады для скорейшего утверждения документа, необходимого для получения критически важного для страны пакета помощи Международного валютного фонда (МВФ) объемом $10 млрд.
Законопроект, запрещающий государству возвращать владельцам национализированных банков их бывшую собственность, был принят в первом чтении 30 марта.
Свое неофициальное название «антиколомойский» закон получил из-за того, что своим появлением он обязан прежде всего олигарху Игорю Коломойскому, пытающемуся получить от государства компенсацию за национализацию в 2017 году принадлежавшего ему Приватбанка. Олигарх утверждает, что национализация была проведена незаконно, и через суды требует от государства компенсации своих потерь, которые оценивает примерно в $2 млрд. В свою очередь, Международный валютный фонд, в последние годы оказавший Украине помощь на несколько миллиардов долларов, открыто требует от Киева гарантий того, что его деньги не пойдут на выплаты олигарху.
Результатом этих требований и стал законопроект, который не дает права бывшим владельцам банков требовать их возврата, а также существенно ограничивает возможности получения ими компенсаций за национализированную собственность.
Так, в соответствии с законопроектом, конкретная сумма компенсации должна быть определена только по итогам строгого аудита, проведенного иностранной компанией.
Между тем против этого законопроекта еще на стадии его подготовки открыто выступали парламентарии из «Батькивщины» и даже несколько десятков депутатов из президентской фракции «Слуга народа». Накануне рассмотрения проекта в первом чтении депутаты даже получали анонимные СМС-сообщения с призывом не поддерживать его и не портить отношения с олигархом, что, впрочем, не помогло. Большинством в 267 голосов за при 17 голосовавших против, 31 воздержавшемся, 29 не голосовавших и почти 80 не явившихся на заседание законопроект был принят в первом чтении. Согласно регламенту, в течение недели после принятия документа в первом чтении у депутатов есть возможность внести поправки в законопроект, прежде чем он будет рассмотрен во втором чтении. И депутаты этой возможностью воспользовались сполна.
«У нас уже около 6 тыс. поправок к банковскому закону, и, судя по темпу, финальная цифра дотянет до 8–8,5 тыс. поправок (хотя я до сих пор верю в потенциал коллег и цифру 10 тыс.)»,— сообщил в полдень понедельника в Facebook депутат от партии «Голос» Ярослав Железняк. Он также упомянул, что из-за большого числа поправок парламентский комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политике не успевает даже систематизировать депутатские предложения.
Господин Железняк предположил, что из-за этого члены комитета не смогут приступить к рассмотрению поправок раньше среды. Как пояснил “Ъ” бывший сотрудник аппарата Рады на условиях анонимности, при помощи большого числа поправок депутаты, связанные с теми или иными финансово-промышленными группами, традиционно пытались «потопить» законопроекты, угрожающие интересам их покровителей.
«Профильные комитеты часто сталкиваются с таким вот ''спамом''. По регламенту они должны ознакомиться с каждым предложением, обсудить его и рекомендовать или не рекомендовать депутатам принять ту или иную поправку. Обсудить сотни и тысячи поправок невозможно, поэтому часто комитет просто скопом бракует все. Но авторам поправок и не нужно одобрение — уже на заседании Рады они будут настаивать на рассмотрении каждой из своих поправок, на том, чтобы каждую эту поправку выносили на отдельное голосование.
Они будут максимально затягивать принятие закона и вступление его в силу, выигрывая своим патронам время, необходимое для того, чтобы успеть решить какие-то вопросы в ''своих'' судах, договориться с чиновниками на местах, перепрятать или переоформить на кого-то другого свои активы»,— рассказал источник “Ъ”.
До недавнего времени самой масштабной атаке поправками подвергался закон о рынке земли: принятый в первом чтении в декабре 2019 года, за неделю он оброс 4018 поправками, рассмотрение которых затянулось на несколько месяцев, из-за чего до заключительного второго чтения законопроект добрался лишь на прошлой неделе.
В условиях карантина, из-за которого Рада собирается на заседания куда реже, рассмотрение поправок к «антиколомойскому» закону рискует растянуться на много месяцев, что, в свою очередь, может осложнить получение Украиной пакета помощи от МВФ, оцениваемого в $10 млрд.
При этом властная команда настроена на как можно более скорое принятие закона и вступление его в силу — неделю назад президент Владимир Зеленский даже лично приезжал в Раду и выступал перед депутатами, прося их поддержать документ. Формально президенту не отказали, но регламент дает возможность затянуть принятие документа на столь долгий срок, что есть риск не дождаться помощи от МВФ. И в президентской фракции это прекрасно понимают.
«Это издевательство над страной и абсолютная политическая низость. Регламентный комитет и руководство парламента должны предложить эффективный способ прохождения поправок»,— сообщила в Facebook депутат от «Слуги народа» Марина Бардина, назвав внесение нескольких тысяч поправок к законопроекту аферой.
Начать изучение поправок депутаты должны уже на ближайшем внеочередном заседании Рады. В руководстве фракции «Слуга народа» предполагали, что оно состоится 8 или 9 апреля, однако пока дата нового заседания не определена.