«Витрину» просят закрыть на карантин
Разработчики софта критикуют законопроект о ТВ-вещании в интернете
В борьбу против законопроекта о едином поставщике ТВ-контента в интернете включились производители софта. Объединяющая их ассоциация просит вице-премьера Дмитрия Чернышенко отложить принятие законопроекта до тех пор, пока его не обсудят все участники рынка. Иначе во время кризиса и пандемии операторам придется тратить дополнительные ресурсы на установку нового софта.
Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКиТ) обратилась к главе комитета Госдумы по информполитике Александру Хинштейну и вице-премьеру Дмитрию Чернышенко (письмо есть у “Ъ”) с просьбой приостановить рассмотрение законопроекта о едином поставщике ТВ-контента в интернете. АПКиТ просит отсрочки с учетом ситуации в экономике и эпидемии и предлагает провести консультации и открытые слушания летом. «До пандемии они этого не сделали, а сейчас собрать обсуждение трудно»,— пояснил “Ъ” исполнительный директор АПКиТ Николай Комлев.
Если законопроект примут, не обсудив, до окончания пандемии, всем операторам платного ТВ придется устанавливать новый софт для распространения телеканалов; сейчас у них нет возможности тратить дополнительные ресурсы, добавил Николай Комлев.
Законопроект был внесен в Госдуму в июле и предполагает создание единого поставщика контента, у которого интернет-площадки смогут получать стриминг 20 телеканалов. Такой поставщик уже есть: в декабре вещатели сообщили ТВ-операторам, что с февраля они могут распространять интернет-версии каналов только через плеер «Витрина ТВ», принадлежащий крупным телехолдингам. Они также запретили операторам врезать в их эфир рекламу и потребовали отслеживания геолокации гаджета пользователя, в противном случае операторам запрещается распространять эфир каналов через свои платформы. Позже этот ультиматум был продлен до 1 мая.
Учредители «Витрины» — «Национальная Медиа Группа» (НМГ) и входящий в нее «СТС Медиа», «Первый канал» (49% — у НМГ) и ВГТРК. Задача общего плеера — легальное распространение каналов и защита их от пиратства, сейчас к нему подключено 85 интернет-площадок. В феврале 2019 года «Газпром-медиа», которым тогда руководил Дмитрий Чернышенко, заявил, что тоже станет учредителем «Витрины», но пока не стал (в компании это не комментируют).
В России есть и альтернативные «Витрине» технические решения, позволяющие контролировать неизменность ТВ-сигнала и бороться с пиратством, пишет в правительство Николай Комлев. Он не назвал конкретных ИТ-решений, уточнив, что важен прозрачный подход: «Нужно рассмотреть разные варианты, а не замыкать все на одной компании — как один Никита Михалков собирает "налог на болванки"». Господин Комлев видит проблему и в передаче данных миллионов клиентов всех ТВ-операторов в одни руки через обязательный софт: «Это выглядит как желание негосударственной структуры распоряжаться информацией в своих, вероятно, корыстных целях, есть все признаки монополизма».
Источник в одном из учредителей «Витрины» не согласен с необходимостью переносить принятие законопроекта: «В сложившейся ситуации потребление контента возросло в разы, и защита интересов правообладателей в связи с этим, наоборот, становится более актуальной». В аппарате вице-премьера не комментируют обращение.
Операторы ТВ уже жаловались на законопроект председателю Госдумы Вячеславу Володину, Александру Хинштейну и главе администрации президента Антону Вайно. РСПП также направляла обращения господам Чернышенко и Хинштейну. Обратной связи операторы не получили, говорит представитель одного из крупнейших провайдеров.
Впрочем, как говорит собеседник “Ъ” в другом крупном операторе, из-за пандемии «всем не до этого»: «Если сейчас принять закон и применить его требования, то многие люди, которые имеют основной доступ к информации через операторские ОТТ-платформы и приставки, не смогут смотреть каналы мультиплексов и окажутся если не в информационном вакууме, то по меньшей мере без доступа к основной официальной информации. И это будет странно, тем более в условиях, когда власти стараются обеспечить максимально открытый доступ к информационным ресурсам».