Карабаху вирус не помеха
В непризнанной республике проходит второй тур президентских выборов
В самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республике (НКР) сегодня проходит второй тур президентских выборов. Впрочем, речь идет о чистой формальности. Один из кандидатов, Масис Маилян, призвал своих сторонников бойкотировать голосование — а значит, победа его соперника Араика Арутюняна практически неизбежна. Голосование проводится в условиях режима чрезвычайной ситуации, введенного в НКР из-за выявленных случаев заражения коронавирусом.
Целесообразность проведения выборов в Нагорном Карабахе в условиях глобальной пандемии вызывала вопросы еще в конце марта. Тогда в самопровозглашенной республике успешно избрали депутатов парламента, однако выбрать президента в один тур не удалось. Бывший премьер-министр Араик Арутюнян, который считается ставленником нынешнего президента НКР Бако Саакяна, набрал 49,6% голосов, а его оппонент, министр иностранных дел Масис Маилян — 26,4%. Чтобы стать победителем уже по итогам первого тура, господину Арутюняну не хватило около 600 голосов.
Во вторник в республике проходит второй тур. Однако де-факто никакой борьбы нет. Масис Маилян еще 5 апреля призвал сторонников бойкотировать второй тур, объяснив это опасностью распространения коронавируса.
«Это не поспешное политическое решение. Оно вытекает из моей ранее разъясненной позиции, шагов, предпринятых для защиты здоровья наших граждан и предотвращения угроз национальной безопасности»,— заявил он.
На тот момент случаев заражения коронавирусом в Нагорном Карабахе не было. Власти надеялись, что меры предосторожности, такие как закрытие границы с Арменией и отмена занятий в школах, помогут избежать проникновения инфекции в самопровозглашенную республику. Но это не помогло: 7 апреля в карабахском селе Мирик обнаружили первого заболевшего, а ко дню выборов их стало уже шесть.
В воскресенье действующий президент НКР Бако Саакян провел расширенное заседание межведомственной комиссии, координирующей работы по предотвращению распространения нового коронавируса.
Ее решением стало введение режима чрезвычайной ситуации с 12 апреля по 12 мая. Тем не менее президент Саакян заявил, что в сложившихся условиях необходимо сделать все, чтобы выборы прошли в предусмотренные сроки.
«Предусмотренные Конституцией общереспубликанские мероприятия, такие как проведение выборов президента и национального собрания республики,— это не чья-то прихоть, а четкое осознание нынешней ситуации. Непроведение выборов в утвержденные сроки может привести к конституционному кризису с исходящим из этого множеством непредсказуемых негативных последствий»,— заявил господин Саакян. При этом он заверил, что в день выборов на всех избирательных участках будут приняты строгие санитарно-гигиенические меры.
Премьер Армении Никол Пашинян идею проведения выборов в нынешних условиях никак не прокомментировал. Следует отметить, что если в Армении законодательством предусмотрено лишь два режима: чрезвычайное или военное положение, во время которых запрещено проведение выборов или референдумом, то в НКР есть и режим чрезвычайной ситуации. Проведению выборов он не мешает.
«Даже во время военного положения в Арцахе (армянское название НКР.— “Ъ”) законодательство дает возможность провести выборы»,— заявил “Ъ” советник президента республики Тигран Абрамян.
Введение режима чрезвычайной ситуации поддержал и наиболее вероятный будущий президент НКР Араик Арутюнян. При этом он добавил, что риск заражения в повседневной жизни, по его мнению, намного выше, чем на выборах, где приняты особые меры.
Поэтому не ходить на них он призвал лишь пожилых жителей НКР или людей с ослабленным здоровьем.
Такое заявление господин Арутюнян сделал в эфире местного телевидения, где должны были пройти его дебаты с Масисом Маиляном. Однако последний из-за бойкота второго тура в студию не пришел.
«И в Ереване, и в Степанакерте к выборам президента Карабаха, видимо, подходят так: перенос голосования на неопределенный срок, пока не закончится пандемия, означает и сохранение политических рисков. Власти хотят побыстрее перевернуть эту страницу и идти дальше»,— заявил “Ъ” директор ереванского Института Кавказа Александр Искандарян.