Следствие пришло к «Омбудсмену полиции»
Владимиру Воронцову инкриминируют распространение фейков о коронавирусе
Главное следственное управление (ГСУ) СКР возбудило уголовное дело в отношении создателя паблика «Омбудсмен полиции» Владимира Воронцова. Его обвиняют в распространении фейка в соцсетях. По версии следствия, господин Воронцов опубликовал сообщение о том, что заразившихся COVID-19 курсантов военного вуза заставляют делать зарядку, тогда как заболевших в училище на тот момент не было. Домой к Владимиру Воронцову пришли с обыском.
Как сообщило ГСУ СКР по Санкт-Петербургу, ведомством возбуждено уголовное дело по факту «публичного распространения заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан» (ст. 207.1 УК РФ, до трех лет лишения свободы либо штраф до 700 тыс. руб.). Сам фигурант расследования сегодня сообщил в интернете, что в его квартире уже проводится обыск. «Двери ломают»,— написал Владимир Воронцов, создатель паблика «Омбудсмен полиции»
По материалам уголовного дела, 2 апреля 2020 года в 15:30 на стене одного из сообществ в социальной сети «ВКонтакте» пользователь, подписавшийся «Владимир Воронцов», разместил «под видом достоверного сообщения анонимного автора» заведомо ложную информацию об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан.
Речь шла о том, что курсантов и офицеров одного из военных учебных заведений, в котором якобы 70% личного состава заразилось коронавирусом, заставляют делать утреннюю зарядку.
Вместе с тем, утверждают в СКР, в институте, о котором шла речь, среди сотрудников и обучающихся случаев заражения COVID-19 не было выявлено, в медицинские учреждения информации о заболеваниях не поступало. «В настоящее время проводятся необходимые следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия, направленные на выяснение всех обстоятельств происшедшего»,— резюмировали в СКР.
Ранее господин Воронцов стал героем другого скандала в соцсетях: кто-то выложил якобы его переписку с полицейскими, обращавшимися за помощью. Кроме того, ему приписывали связи с националистами.
По словам адвоката господина Воронцова Сергея Бадамшина, дело по 207.1 УК РФ было возбуждено 3 апреля, причем не в отношении самого Владимира Воронцова, а по факту «публичного распространения заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан». Воронцов по нему проходит на данный момент свидетелем. «Поэтому очень странно, что следственные действия в отношении моего клиента начались не с его вызова на допрос в СКР, а с утреннего обыска»,— сказал адвокат.
Как сообщил господин Бадамшин, ровно в шесть утра к нему начали ломиться оперативники, прибывшие на двух полицейских машинах при поддержке «автобуса со спецназовцами». При этом оперативники якобы стали ломать дверь в квартире Воронцова, чем вызвали у домочадцев переполох. «Мой клиент проживает с женой и малолетним ребенком, которые сильно напугались,— отметил господин Бадамшин.— Поэтому Владимир сразу бросился к двери и, увидев людей в форме, сразу открыл им дверь».
Адвокат отказался ответить “Ъ”, что именно искали силовики, но подчеркнул, что Владимир Воронцов сам им это отдал. Обыск продолжался до 12.00, после чего следователи допросили Владимира Воронцова. «В целом допрос прошел спокойно,— рассказал “Ъ” адвокат.— Мой подзащитный ответил на интересующие вопросы, но я не уполномочен говорить, какие именно».
Защитник заявил, что не оставит безнаказанными действия следователей и оперативников, проводивших задержание. «Уголовная статья 207.1 не предусматривает заключения под стражу, а лишь ограничение свободы,— отметил защитник.— Поэтому незачем было ломиться к моему клиенту в шесть утра, как будто там совершается какое-то тяжкое преступление. И повторю еще раз, была нарушена процедура расследования дела, когда свидетеля вначале вызывают на допрос!»
Сейчас Воронцова везут в СКР, где, возможно, предъявят обвинение. Господин Бадамшин также отметил, что выложенная в сетях переписка Владимира Воронцова в деле не фигурирует.
Глава комиссии по гражданским свободам СПЧ Николай Сванидзе считает, что использование статьи УК о распространении заведомо ложной информации будет использовано силовиками на фоне пандемии, «когда приоритетом для большинства людей является безопасность». «Неточная информация — не предмет уголовного разбирательства: на любую серьезную тему рождается масса слухов, и коронавирус — не исключение,— сказал “Ъ” господин Сванидзе. — Требовать, чтобы все держали язык за зубами и не высказывали никаких предположений, молчали, нельзя. Особенно в условиях, когда нет реального общения». Николай Сванидзе добавил, что практика правоприменения статьи 207.1 УК может войти в итоговый доклад СПЧ президенту России в случае роста возбуждения по ней уголовных дел.
Напомним, что в Санкт-Петербурге уже возбуждались дела о фейках, связанных с коронавирусом. Первое было возбуждено 4 апреля в Санкт-Петербурге — тогда в соцсетях появилась недостоверная информация о том, что мужчину с коронавирусом отпустили домой из больницы и он поехал на общественном транспорте. Позже началось еще одно расследование по факту ложного сообщения о якобы российском происхождении вируса.