COVID-19 затормозил реформы ГИБДД
Объединение экзаменов для получения водительского удостоверения переносится из-за коронавируса
Реформа по объединению экзаменов на водительские права, которая должна была заработать в октябре 2020 года, откладывается из-за коронавируса на полгода. Соответствующий проект постановления, как выяснил “Ъ”, подготовлен в Минэкономики и согласован с МВД. В автошколах инициативу поддержали, запросив господдержку для фактически парализованной отрасли подготовки будущих водителей. Переносится также введение обновленных требований к оборудованию системой ГЛОНАСС автобусов и грузовиков, а также скорректированной процедуры изменений конструкции автомобиля.
Минэкономики направило в правительство России проект постановления о переносе вступления в силу ряда нормативных актов для «минимизации негативных экономических последствий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции», рассказал “Ъ” представитель министерства.
Согласно документу, с которым удалось ознакомиться “Ъ”, с 1 октября 2020 года на 1 апреля 2021 года переносится срок введения новых правил сдачи экзаменов на права.
Речь идет о масштабной реформе в области подготовки водителей, которую Госавтоинспекция готовила с 2018 года (“Ъ” рассказывал о ней неоднократно). В частности, ведомство планировало ввести единый объединенный экзамен вместо традиционных «площадки» и «города». Перемены должны были коснуться и процедуры аннулирования результатов экзаменов по жалобе на оценку экзаменатора или при предоставлении поддельной медсправки. Все эти нововведения утверждены постановлением правительства №1734 в 2019 году. «Перенос требования позволит автошколам, которые сейчас приостановили образовательный процесс, поэтапно и плавно интегрировать изменения процесса обучения в связи с большим упором на практическое вождение автомобиля в городских условиях»,— пояснили “Ъ” в Минэкономики. Проект согласован с МВД, уточнили в ведомстве.
С 31 мая 2020 года на 31 мая 2021 года переносится также вступление в силу постановления №877 2019 года, согласно которому автобусы, перевозящие детей, должны быть оснащены системой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС / GPS. На год переносится требование к оснащению такой системой грузовиков, перевозящих опасные грузы. «Количество транспортных средств, подлежащих оснащению системой ГЛОНАСС, по данным Минтранса России, составляет около 700 тыс. единиц, при этом стоимость оснащения одного автомобиля — примерно 25 тыс. руб.»,— пояснили в Минэкономики.
С 1 июля 2020 года на 1 февраля 2021 года отодвигается вступление в силу отдельных положений правил внесения изменений в конструкцию транспортных средств. По действующим правилам, напомним, при переоборудовании, например, двигателя для работы с газобаллонным оборудованием нужно пройти многоступенчатую процедуру, включающую получение предварительного заключения от испытательной лаборатории (подтверждает возможность внесения изменений). На основе этого документа ГИБДД выносит решение об изменении конструкции. Предполагалось, что к 1 июля заработает электронный реестр заключений: при отсутствии документа в системе инспектор не разрешит устанавливать в автомобиле дополнительное оборудование.
Доступ к электронному реестру заключений изначально планировался платным, рассказал “Ъ” гендиректор компании «Услугиавто» Юрий Пархоменко (в Минэкономики это не подтвердили). «Экономическая ситуация у многих участников рынка сейчас совсем плачевная, спрос на услуги резко упал,— говорит он.— Реестр, конечно, нужен, он дисциплинирует недобросовестные лаборатории. Но, поскольку система еще не протестирована, не выявлены слабые места, запуск его с 1 июля ударил бы по всем участникам данного процесса».
«Перенос реформы поддерживаем, с самого начала к ней было много вопросов,— говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.— Дополнительные полгода дадут ГИБДД возможность лучше проработать новый регламент по приему экзаменов, он должен быть утвержден приказом МВД».
С момента выхода указа президента о прекращении рабочей деятельности из-за распространения коронавирусной инфекции автошколы, как и другие образовательные учреждения, прекратили работу в очной форме, отметила госпожа Шутылева. «Мы активно осваиваем технологии дистанционного обучения теоретическим знаниям, а вот уроки вождения полностью прекращены,— говорит она.— Но де-юре автошколы являются некоммерческими образовательными организациями, и им тоже нужны меры государственной поддержки. Необходимо рассмотреть возможность включения сферы подготовки водителей в перечень отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса, ведь в ней работают около 6 тыс. организаций и более 100 тыс. педагогических кадров».
Ранее по инициативе Минэкономики был разработан законопроект, откладывающий запуск еще одной масштабной реформы — техосмотра (ТО). Планировалось, что с июня 2020 года процедура ТО будет сопровождаться обязательной фотосъемкой, при этом заработает новый штраф в размере 2 тыс. руб. для водителей за езду без ТО. В конце марта Госдума приняла поправки, откладывающие реформу на 2021–2022 годы из-за коронавируса.