Безуглеродное будущее России выглядит спорным
Эксперты разошлись в оценке амбициозности планов Минэкономики
Как стало известно “Ъ”, на подготовленную Минэкономики стратегию долгосрочного развития РФ до 2050 года с низким уровнем выбросов парниковых газов поступило уже 40 экспертных отзывов и заключений. С весьма резкой критикой документа выступил РСПП — в союзе предлагаемые меры назвали избыточно амбициозными и способными привести к снижению конкурентоспособности российских предприятий. Ряд международных общественных организаций и аналитических центров, напротив, охарактеризовали цели российской стратегии по снижению выбросов и сдерживанию потепления как отстающие от глобальной климатической повестки.
Стратегия низкоуглеродного развития России (“Ъ” подробно писал о ней 23 марта) стала предметом довольно широкого обсуждения. Как сообщили “Ъ” в Минэкономики, получено уже 40 отзывов от различных институтов, отраслевых и общественных объединений, экспертных организаций, профильных комитетов обеих палат парламента и неравнодушных граждан. Среди прочих высказались РСПП, ТПП, аналитический центр при правительстве, «РусГидро», «Росатом», Институт глобального климата и экологии.
В Минэкономики говорят, что в большей части отзывов отмечается «актуальность документа для экономики РФ».
Ожидаемо критически отнеслись к документу в РСПП — напомним, это бизнес-объединение традиционно пытается сдерживать излишне амбициозные, с его точки зрения, инициативы по ограничению выбросов парниковых газов (см. “Ъ” от 17 октября 2019 года). В имеющемся у “Ъ” отзыве РСПП называет новую цель РФ по снижению выбросов парниковых газов на 2030 год — 67% от уровня 1990 года (с учетом выбросов и поглощений в лесном хозяйстве) взамен 70–75% — «существенным повышением амбициозности», которое может привести к «снижению конкурентоспособности российской промышленности и отказу от реализации уже запланированных мероприятий».
РСПП также критикует планы включения в программы госпредприятий и госкорпораций мер низкоуглеродного развития. По мнению союза, это приведет к пересмотру инвестпрограмм, что повышает риски для реализуемых и запланированных крупных инвестпроектов. Еще в РСПП указывают на то, что стратегия «содержит возможность использования экономических механизмов регулирования выбросов парниковых газов, включая ценовые, что несет в себе риски дополнительной финансовой нагрузки для промышленности инвесторов». Объединение настаивает на важности поддержки добровольных проектов по сокращению выбросов и призывает учитывать негативное влияние на темпы экономического роста снижения выпуска продукции в нефтегазовом секторе.
Международные эксперты раскритиковали проект стратегии совершенно по другим причинам.
Вашингтонский Всемирный институт ресурсов охарактеризовал документ как недостаточно амбициозный, отметив, что планы РФ не соответствуют цели сдерживания глобального потепления на 1,5 или 2 градуса и не соотносятся с уровнем климатических амбиций других стран «двадцатки». Эксперты, в частности, призывают Россию поддерживать развитие возобновляемых источников энергии — солнца, ветра, геотермальной и биоэнергетики. «Увеличение доли возобновляемой энергетики в энергобалансе до уровня 30% к 2030 году позволит сэкономить РФ до $8 млрд расходов, связанных со здоровьем населения, это также может обеспечить до 1,1 млн рабочих мест»,— говорится в отчете института.
Другие эксперты напоминают России о перспективе введения углеродных таможенных ограничений для углеродоемких российских товаров. Намерения Еврокомиссии реализовать меры «Зеленого курса», предполагающие, в частности, переход ЕС к углеродной нейтральности к 2050 году, не исключают введения подобных мер. «Пограничный углеродный налог необязателен сейчас, во времена эпидемии, но все еще является хорошей идеей для будущего»,— считают аналитики ING Group.