Вагоны отстаивают свое
Операторы и ОАО РЖД спорят о плате за простаивающий парк
Операторы просят ОАО РЖД отменить или снизить плату за отстой вагонов, которые некуда девать на фоне сокращения перевозок. Всего на путях общего пользования сейчас стоит 134 тыс. вагонов — вдвое больше, чем год назад. Но ОАО РЖД полагает, что так делать нельзя: при отмене платы на инфраструктуру хлынет свыше 300 тыс. вагонов, и кризис лишь углубится. Также операторы просят поддержать предложение ФАС об увеличении скидок на перевозку до 99% — оно также не устраивает ОАО РЖД, которое предлагает самим операторам давать большие скидки, а также отменить госрегулирование тарифов в некоторых сегментах. По мнению аналитиков, позиции обеих сторон вполне оправданны.
Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) 9 апреля попросил ОАО РЖД в качестве антикризисной меры ввести до конца 2020 года мораторий на взимание платы за отстой вагонов на инфраструктуре общего пользования или установить ее «на символическом уровне». Как объясняется в письме председателя президиума СОЖТ Игоря Ромашова от 9 апреля, в условиях кризиса операторы оптимизируют парк и направляют избыток в отстой.
Но «мероприятия логистического характера не могут нивелировать падение погрузки и грузооборота», и невостребованным становится парк, уже следующий на площадку погрузки или даже прибывший на станцию назначения.
«Профицит вагонов в одночасье образовался даже в стабильно работающих сегментах рынка»,— констатирует он. Сейчас плата за добровольный отстой (по договору) на путях общего пользования — 118–227 руб. за вагон в сутки, она уменьшается при простое свыше 60 суток. Плата за отстой на станциях выгрузки и перемещения — 152–291 руб. в сутки, причем на станциях выгрузки через трое суток она увеличивается впятеро.
Также операторы просят поддержать предложение ФАС, по которому ОАО РЖД сможет давать скидки до 99% к тарифу. Сейчас максимальная скидка в зависимости от класса груза составляет 12,8–50% (см. “Ъ” от 24 марта).
Но монополия не считает предложения операторов приемлемыми, следует из ответа главы ОАО РЖД Олега Белозерова от 16 апреля.
Он пишет, что отмена нижней границы тарифного коридора не может быть поддержана, поскольку «создаст необоснованные ожидания о возможности массового снижения уровня тарифов ниже экономически обоснованного уровня». Напомнив о крупных скидках на экспортные перевозки угля (см. “Ъ” от 3 марта и 16 марта), господин Белозеров отмечает, что перспективным вариантом будет отказ от госрегулирования тарифов в сегментах, находящихся в условиях конкуренции с другими видами транспорта (перевозки контейнеров, автомобилей, нефтегрузов и рыбы). А формирование «глубоких скидок» для грузоотправителей может быть обеспечено и без дополнительных регуляторных решений: «предоставление операторскими компаниями скидок на свои услуги до 99% будет хорошим сигналом для участников рынка», сообщается в письме.
Снижение или обнуление платы за отстой «потребует компенсации затрат из других источников», которые сейчас «направлены на поддержание стабильной работы транспорта», говорится в письме. ОАО РЖД предлагает максимально вовлечь вагоны в работу электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП): в условиях карантинных мер у клиентов появился дополнительный спрос, для поставщиков вагонов площадка работает бесплатно, но ею пользуются лишь 17 операторов. «Действительно, с конца марта мы видим увеличение активности на ЭТП ГП, которое вызвано разными причинами — переход компаний на "удаленку", невозможность вести обычные переговоры, а также в условиях запретов на перемещение — потребность воспользоваться услугами именно железнодорожного транспорта»,— поясняют в «Цифровой логистике» (оператор ЭТП ГП). По данным ЦФТО, сообщают в ОАО РЖД, с 25 марта компания привлекла 230 новых клиентов, которые пришли с автомобильного транспорта.
Вторая мера — «исключение неэффективной заадресовки порожних вагонов под перевозки, объективно не обеспеченные грузовой базой, или под ожидание возможных перевозок в будущем». На подъездных путях количество невостребованных вагонов составляет сейчас 310 тыс. единиц, а на путях общего пользования — 134 тыс., поясняют в ОАО РЖД, что почти вдвое больше, чем год назад. «Отмена платы за пользование общими путями ставит нас в неравные условия с путями необщего пользования: все, что сейчас за деньги стоит на них, будет стоять на инфраструктуре, и ситуация на сети не только не улучшится, а станет катастрофической»,— говорят в монополии. В СОЖТ “Ъ” сообщили, что им ответ ОАО РЖД еще не поступил.
Ставка оперирования формируется рыночной конъюнктурой, на рынке полувагонов она менее чем за год упала вдвое, говорит “Ъ” источник на операторском рынке.
Доходная база операторов сжимается, а «затраты в пользу ОАО РЖД, львиную долю которых сегодня составляет отстой, растут», говорит собеседник “Ъ”. Вагон, который идет в адрес грузополучателя, сегодня зачастую становится невостребованным еще в пути ввиду изменения целей сбытовой политики грузоотправителей. «Сегодня более 30 дней без операций на сети простаивает более 60 тыс. вагонов, в совокупности более 100 тыс. единиц сейчас не востребованы, при этом эти вагоны как раз и закупались с упором на долгосрочную программу развития ОАО РЖД, которая сейчас не исполняется,— говорит собеседник “Ъ”.— Тем более странно предложение о переходе на ЭТП ГП при естественном сжатии грузовой базы, и возникает вопрос обоснованности продвижения услуг этой площадки со стороны ОАО РЖД».
Позицию операторов можно понять — она направлена на недопущение обвала ставок на полувагоны до 400 руб. в сутки, как было в 2015 году, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Однако плата за отстой — инструмент, направленный на повышение эффективности использования парка. Она стимулирует операторов хотя бы дешево, но ехать или договариваться с грузовладельцами, чтобы увеличивать сроки под погрузкой и выгрузкой, а не простаивать, отмечает эксперт. В итоге она выгодна как ОАО РЖД и грузоотправителям, так и операторам — во всяком случае, крупным. Что касается скидок до 99%, то ОАО РЖД могло бы воспользоваться ими в сегментах, где конкурирует с другими видами транспорта, но и призыв монополии к операторам снижать ставки тоже обоснован, полагает господин Бурмистров.