Автопрому вызвали скорую
Группа ГАЗ и «Соллерс» поделят госконтракт на медицинские машины
Правительство распределило первый в этом году госзаказ на автомобили скорой помощи. До конца года российские регионы получат 1,3 тыс. машин производства группы ГАЗ Олега Дерипаски, Ульяновского автозавода (входит в «Соллерс» Вадима Швецова) и совместного предприятия Ford Sollers, на которое пришлась большая часть заказа. В ГАЗе возмущены тем, что в условиях падения спроса государство закупило слабо локализованные машины на базе Ford Transit. Но источники “Ъ” говорят, что заказ изначально формировался не для поддержки отрасли и соответствует запросам регионов.
Правительство определило Ford Sollers, УАЗ и ГАЗ единственными поставщиками почти 1,3 тыс. автомобилей скорой помощи для регионов. Соответствующее распоряжение 18 апреля подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Больше всех машин получат Петербург (30 штук), Татарстан, Краснодарский и Пермский края (по 29), Кемеровская область (28), Волгоградская, Нижегородская и Саратовская области (28, 27 и 25 соответственно). Москва в распоряжении не фигурирует. Предельный срок, на который заключаются госконтракты, истекает 31 декабря. Правительство уже выделяло из резервного фонда 5,2 млрд руб. на закупки скорых.
653 автомобиля класса С в 67 регионов поставит Ford Sollers на базе модели Transit, сообщила компания. Первая партия поступит в апреле, оставшиеся автомобили — в мае и июне. УАЗ, в свою очередь, сообщил, что впервые поставит медучреждениям реанимобили на базе модели «Профи» — 132 машины в мае. В «Соллерсе» сказали “Ъ”, что заказ обеспечит загрузку УАЗа на неделю в апреле. Еще 473 скорых поставит группа ГАЗ Олега Дерипаски.
В ГАЗе заявили, что этот объем обеспечит загрузку заводского конвейера всего на 1,5 дня, «тогда как производитель гораздо менее локализованной зарубежной модели, на российском заводе которого работает как минимум в 10 раз меньше сотрудников, чем на ГАЗе, обеспечен госзаказом на две недели загрузки». «К сожалению, ни локализация, ни значимость для экономики, ни масштабы заводов не были приняты во внимание. Такое распределение заказа между российской и американской марками еще и вдвойне абсурдно в ситуации американских санкций, которые продолжают давить на ГАЗ»,— отметили в компании. В концерне также назвали «ошибочным» план министерства приобретать по высокой цене «сравнительно небольшое» количество дорогих реанимобилей в условиях эпидемии. При повышенной нагрузке на медицинскую систему наиболее важно обеспечить быстрый выезд медицинских бригад и оперативную доставку пациентов в больницы, считают в ГАЗе, и для решения этой задачи предназначены скорые класса B или А; при этом машины класса B оснащаются аппаратами ИВЛ, которые необходимы для помощи от пневмонии,— они дешевле реанимобилей, а следовательно, могли бы в большем количестве поступить в медицинские учреждения.
Еще накануне опубликования распоряжения ГАЗ сообщил, что переходит на четырехдневную рабочую неделю в связи с падением спроса на коммерческие автомобили: объем заказов завода на апрель упал на 70% от среднемесячного уровня, на май—июнь — на 85–90%. Как сообщал “Ъ” 17 апреля, в ходе обсуждения господдержки отрасли у вице-премьера Юрия Борисова концерны отмечали, что фактически государство осталось единственным платежеспособным покупателем, и при отсутствии спроса автозаводы вновь уйдут в простой. В аппарате чиновника, в свою очередь, сообщали, что в качестве одного из вариантов загрузки заводов рассматривается закупка опережающими темпами транспорта для государственных и муниципальных нужд — скорых, автобусов и других машин.
Впрочем, источник “Ъ” в автопроме, знакомый с ситуацией, отмечает, что данная закупка формировалась еще в начале марта, когда не шла речь о необходимости поддержки отрасли.
Решение о том, какие именно машины закупать, по его словам, принималось после обработки запросов регионов. Как-то привязывать заказ к поддержке автопрома некорректно, считает собеседник “Ъ”.
Распределение по производителям осуществляется Минздравом в соответствии с потребностями, поступившими от субъектов РФ, с учетом таких показателей, как нормативная обеспеченность реанимобилями, износ автомобильного парка медучреждений, показатели заболеваемости новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в регионе и прочих, подтвердили “Ъ” в Минпромторге. Кроме того, учитывались повышенные требования к качеству реанимобилей, сжатые сроки поставок и производственные возможности автопроизводителей, заключили там.
Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков полагает, что по итогам года объем производства у предприятий отечественного автопрома, которые поставляют 90% своей продукции на внутренний рынок, просядет на 50%. Эксперт отмечает, что правительства других стран напрямую поддерживают бизнес, позволяя сотрудникам оставаться дома.
Обновление. После выхода публикации “Ъ” получил ответ пресс-службы правительства. Там отмечают, что на решение отдать предпочтение той или иной марке при выборе машин скорой помощи влияет множество факторов, специфичных для каждого региона, в том числе наличие ремонтной базы, качество дорог, необходимость оснастить автомобилями городские или сельские станции скорой помощи. Кроме того, в пресс-службе обращают внимание, что речь идет о реанимобилях, предназначенных для оказания специализированной помощи, что также влияет на выбор марки и типа автомобиля. «Например, многие регионы Дальнего Востока отдают предпочтение полноприводным УАЗам 4х4 даже для реанимации. В то же время в европейский части страны, где дороги лучше, предпочтение часто отдается переднеприводным Ford»,— говорят там. Последние также используют службы медицины катастроф, осуществляющие междугородние перевозки больных. При этом более универсальные ГАЗели, которые проще ремонтировать, используются на станциях скорой помощи в небольших городах, заключают в пресс-службе правительства.