Египет привлекли к авиагражданской ответственности
Американские юристы родственников погибших при теракте россиян просят ICAO приостановить членство страны
Как стало известно “Ъ”, американская юридическая компания Girardi Keese Lawyers от имени сотни родственников погибших при теракте на борту лайнера А321 россиян обратились в Международную организацию гражданской авиации (ICAO). В затягивании властями Египта расследования и несоблюдении установленных норм безопасности адвокаты видят грубое нарушение ряда положений учредительной для ICAO Чикагской конвенции. В связи с этим они просят приостановить членство Египта в этой организации с рекомендацией для остальных стран не использовать его воздушное пространство.
Фото: МЧС России
По данным “Ъ”, 21 апреля представители Girardi Keese Lawyers отправили в штаб-квартиру ICAO в Монреале письмо на имя Фанг Лю, генерального секретаря организации, объединяющей более 190 стран. В своем обращении (имеется в распоряжении “Ъ”) юристы поясняют, что действуют от имени 111 россиян — родственников более 70 жертв теракта над Синайским полуостровом в 2015 году. Они напоминают: буквально через несколько дней после крушения А321 президент России Владимир Путин запретил полеты в Египет, а ответственность за происшедшее почти сразу взяло на себя «синайское подразделение» запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство». Вскоре, сообщают авторы письма, теракт как причину крушения лайнера признали как российские спецслужбы, так и эксперты, уточнившие, что бомба была заложена в хвостовой части самолета в аэропорту Шарм-эш-Шейха сотрудником его сервисной службы. Они также напомнили, что еще в феврале 2016 года президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси публично признал, что самолет потерпел катастрофу вследствие именно теракта.
Между тем, как отмечают юристы, Египет «был прекрасно осведомлен» о том, что система безопасности в аэропортах страны не соответствует международным нормам и требованиям ICAO задолго до трагедии.
«Так, на конференции AFCAC (Африканской комиссии гражданской авиации.— “Ъ”) в 2013 году представители Египта официально приняли на себя обязательства по "своевременному устранению имеющихся недостатков в части авиационной безопасности"»,— говорится в обращении в ICAO. Также уточняется, что непосредственно перед терактом в январе 2015 года семь высокопоставленных чиновников Египта были приглашены на региональную комиссию ICAO по вопросам аудита авиационной безопасности и необходимости применения непрерывного наблюдения (USAP-CMA) в Каире, в ходе которой им опять было неоднократно указано на очевидное несоответствие местной системы авиационной безопасности международным стандартам.
«Однако для того, чтобы начать принимать меры, Египту потребовался теракт, уничтоживший самолет российской авиакомпании "Когалымавиа" и приведший к гибели 224 человек»,— пишут представители россиян. Они подчеркивают, что по состоянию на апрель 2020 года, то есть четыре с половиной года спустя, Египет так и не выпустил официального заключения о причине крушения, что также является прямым нарушением установленных ICAO правил расследования авиационных крушений, предусматривающих максимальный срок в три года. Помимо этого, уточняют авторы письма, власти Египта так и не приняли не себя ответственность за преступную халатность, приведшую к смерти 224 человек, не выплатили никакой компенсации ни пострадавшим компаниям, ни семьям погибших и даже не принесли публичных официальных извинений вышеуказанным лицам либо Российской Федерации. Что особо возмущает юристов из Girardi Keese, несмотря на это, Египет регулярно публично анонсирует «скорое возвращение российских туристов» и «готовность системы авиационной безопасности», что, однако, до сих пор официально не подтверждено ни одной российской инспекцией.
«Полагаем, что Египет умышленно затягивает расследование происшествия и не признает его терактом, чтобы избежать материальной ответственности перед семьями погибших»,— заявили авторы обращения.
Они обращают внимание и на то, что в судах, куда обратились с исками, власти Египта ведут себя «крайне неэтично и не признают даже сам факт нахождения погибших на борту, а также родственные связи между погибшими и их ближайшими родственниками». Неуважение, по их мнению, выражается и «в отношении к горю и отчаянию людей, чьи близкие погибли в результате халатности Египта, лишая их права на справедливость».
На основании всего этого авторы обращения указывают на несоблюдение Египтом Чикагской конвенции 1944 года, являющейся учредительной для ICAO и ее устава, требуя принять ряд мер в отношении этой страны. Речь идет о приложениях, содержащих международные стандарты и рекомендуемую практику, а именно №13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов» и №17 «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства». Адвокаты просят приостановить членство Египта в ICAO до признания теракта и выплаты родственникам компенсаций в добровольном порядке. Второе требование — рекомендовать всем странам—членам ICAO приостановить все полеты гражданских судов в египетском воздушном пространстве, а третье и последнее — «привлечь внимание Росавиации и других компетентных органов Российской Федерации и других стран к небрежному отношению Египта к вопросам авиационной безопасности как источнику опасности для жизни пассажиров».
Чем известна юридическая фирма Girardi & Keese
Глава отдела по связям с общественностью ICAO Энтони Филбин «с сожалением» заявил “Ъ”, что не дает комментариев по юридическим вопросам. «Если организация получит письмо от юридической фирмы, о которой идет речь, юридический отдел ICAO рассмотрит его и ответит»,— пояснил господин Филбин, и тогда “Ъ”, «если пожелает, сможет запросить информацию по содержанию ответа у его получателя».
Российский адвокат Михаил Загайнов пояснил “Ъ”, что письмо Girardi Keese Lawyers в адрес ICAO было подготовлено в рамках их совместной работы как представителей интересов родственников погибших при крушении А321 в Египте. «Эта компания имеет большой опыт представления интересов жертв авиакатастроф и заслуженную репутацию в юридическом сообществе не только США, но и всего мира»,— отметил он. Его коллега юрист Давид Кухалашвили добавил, что общими усилиями (в группу юристов входят еще и представители Египта.— “Ъ”) они рассчитывают добиться для пострадавших «справедливого решения в египетском суде».
Фотогалерея
Трагедия на Синае
Самолет Airbus 321 компании «Когалымавиа» вылетел из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург в 5:50:06 по местному времени (6:50:06 мск) рейсом 9268. Менее чем через полчаса лайнер резко снизил высоту. Командир самолета запросил разрешение на экстренную посадку в Каире из-за технических неполадок. А затем лайнер исчез с радаров
Фото: AP
Обломки лайнера обнаружили вблизи египетского города Эль-Ариш. Они были разбросаны на расстоянии в 13 км в форме эллипса. Площадь, на которой находились разные части самолета, составила около 30 кв. км
Фото: Reuters
На борту Airbus 321 находились 224 человека, из них 7 членов экипажа. Никто не выжил. Погибшие были российскими туристами, на борту также находились четверо украинцев и один белорус. Среди жертв катастрофы оказались 24 ребенка, самому младшему из которых было 10 месяцев
Фото: AP
Родственники пассажиров разбившегося самолета Airbus 321 компании «Когалымавиа» в петербургском аэропорту Пулково, куда должен был прибыть рейс
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
1 ноября в России объявили днем траура. В Петербурге траур продлился три дня
На фото: ребенок возлагает цветы в память о погибших в центре Санкт-Петербурга
Фото: Коммерсантъ / Антон Ваганов
Москвичи приносили цветы и свечи к храму Христа Спасителя
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Стихийный мемориал в память о погибших в авиакатастрофе над Синайским полуостровом после трагедии появился в аэропорту Пулково
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Крушение стало самой массовой гибелью граждан России в авиакатастрофе
На фото: жители Калининграда возлагают цветы, свечи и детские игрушки в память о жертвах катастрофы на площади Победы
Фото: Коммерсантъ / Подгорчук Александр
В первые дни после трагедии одной из основных версий крушения была версия о технической неисправности судна. Египетские власти неоднократно заявляли, что экипаж Airbus 321 сообщал о нарушениях в работе двигателя
На фото: пресс-конференция с представителями авиакомпании «Когалымавиа»
Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев
Траурная доска в офисе авиакомпании «Когалымавиа» с фотографиями погибших членов экипажа самолета Airbus A321
Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев
2 ноября 2015 года тела погибших пассажиров самолета Airbus A321 доставили в Россию
Фото: Reuters
6 ноября состоялись первые похороны жертв трагедии
Фото: Коммерсантъ / Николай Гонтарь
Ответственность за взрыв на борту взяли на себя террористы «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). Организатором теракта был назван Абу Усама аль-Масри, главарь группировки «Вилаят Сина» (организация, поддерживающая ИГ в Египте). Позднее террористы опубликовали фотографии бомбы, пронесенной на борт Airbus 321. Взрывное устройство было спрятано в алюминиевой банке, а в самолет его удалось пронести в обход службы безопасности аэропорта Шарм-эш-Шейха
Фото: Dabiq
Агентство Reuters сообщало, что бомбу на борт самолета пронес механик компании EgyptAir, двоюродный брат которого, по данным СМИ, за год до этого примкнул к ИГ в Сирии. Сообщалось также, что механик, два сотрудника полиции и грузчик из багажной зоны после взрыва были задержаны. При этом в предварительном докладе о причинах крушения, опубликованном в конце 2015 года, египетские власти отрицали, что случившееся — террористический акт
Фото: Reuters
После трагедии СКР возбудил два уголовных дела — «Нарушение правил полетов и подготовки к ним» и «Оказание небезопасных услуг». Через неделю глава ФСБ Александр Бортников предложил приостановить полеты российских компаний в Египет, еще через несколько дней он доложил президенту Владимиру Путину, что катастрофа над Синаем — теракт
На фото: пассажиры отмененных рейсов в Шарм-эш-Шейх и Хургаду в аэропорту Пулково
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
6 ноября 2015 года российские компании приостановили полеты в Египет. Туристы, которые еще находились на курортах страны, были вывезены специальными рейсами, причем на борт им было разрешено брать только ручную кладь. Багаж вывозили специальные самолеты МЧС
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
«Убийство наших людей на Синае — в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников. Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем»,— заявил Владимир Путин после трагедии
На фото: российских туристов вывозят из Египта
Фото: Reuters
В итоге авиасообщение между Россией и Египтом было приостановлено почти на три года
На фото: багаж туристов, экстренно вывезенных из Египта
Фото: Коммерсантъ / Василиса Пархом
В ходе расследования удалось выяснить, что взрывное устройство было заложено в хвостовой части самолета, в специальном багажном отсеке для негабаритных грузов. Предположительно, террористы спрятали бомбу между детскими колясками и плетеной мебелью
На фото: родственники погибших во время мемориальных мероприятий в годовщину теракта
Фото: Коммерсантъ / Антон Ваганов
30 октября 2016 года в Санкт-Петербурге заложили мемориал «Сад памяти», 224 дерева в котором символизируют количество погибших в авиакатастрофе
Фото: Ладислав Карпов / ТАСС
В октябре 2017 года 149 родственников жертв катастрофы подали коллективный иск в Замоскворецкий суд Москвы на €1,38 млрд
Фото: Замир Усманов / ТАСС
Регулярное авиасообщение между Москвой и Каиром возобновилось в апреле 2018 года, чартерное сообщение с египептскими курортами восстановлено не было
Фото: Станислав Красильников / ТАСС
В сентябре 2018 года Замоскворецкий суд частично удовлетворил иск родственником жертв катастрофы, взыскав с «Когалымавиа» 30 млн руб. Ранее Арбитражный суд Москвы признал авиакомпанию банкротом
Фото: Игорь Руссак / РИА Новости