За чей счет весь этот карантин
Ограничения рабочих перемещений по России уже заметны и бизнесу, и министерствам
И бизнес, и правительство уже отмечают неочевидные проблемы с логистикой из-за карантинных ограничений. Минздрав предлагает правительству отменить штрафы за неосвоение бюджетных средств по медицинскому нацпроекту, поскольку реализовать их в запрошенном объеме невозможно в том числе из-за сложностей с командировками специалистов и поставками медицинского оборудования. В свою очередь, РСПП просит правительство решить проблему с командировками специалистов, которые во многих регионах сразу по приезду в город должны выдерживать 14-дневный карантин. Это, впрочем, лишь одна из многих составляющих общего давления на экономику логистических ограничений, которые мультиплицируют и продлевают во времени эффекты антиэпидемических ограничений экономической активности. Полностью оценить эти потери пока невозможно, но недооценка их может обойтись дорого.
Как стало известно “Ъ”, РСПП обратился к главе правительства Михаилу Мишустину с просьбой сбалансировать сроки обязательного карантина для командированного персонала, в настоящее время подпадающего под требование 14-дневной изоляции при командировках. «Сложившаяся ситуация оказывает негативное влияние на осуществление операционной деятельности системообразующих предприятий, а в ряде случаев может создать угрозу остановки непрерывно действующих производств»,— говорится в письме союза (есть у “Ъ”). Также РСПП беспокоит дополнительная нагрузка на предприятия по оплате труда попавших в карантины командированных, «в том числе без признаков ОРВИ и получивших отрицательные результаты тестирования на коронавирус».
Роспотребнадзор требует 14-дневной изоляции прибывших из других регионов работников независимо от результатов их тестирования; РСПП же просит «предусмотреть возможность сокращения сроков изоляции» командированных работников системообразующих предприятий и их подрядчиков по запросу их руководителей и при отсутствии у них симптоматики ОРВИ «до момента получения отрицательных результатов тестирования на коронавирус, осуществляемого за счет работодателя».
Одним из возможных решений проблемы может стать распространение на межрегиональные поездки системы пропусков, уже развернутой в Москве и области.
«Я считаю, что ее можно распространить не только на близлежащие регионы, но и другие регионы с целью контроля переезда на авиационном транспорте, железнодорожном, междугородними и межрегиональными перевозками на автобусах, чтобы мы не рубили эти связи, а настраивали эту систему так, чтобы мы видели, что за поток, в каком объеме, кто перемещается»,— предложил вчера мэр Москвы Сергей Собянин на заседании координационного штаба правительства по борьбе с коронавирусом.
Отметим, что, по сути, та же проблема риска разрывов цепочек производства и поставок беспокоит и Минздрав, хотя и в несколько ином ключе. Вчера ведомство опубликовало на regulation.gov.ru проект постановления правительства, на год освобождающий региональные бюджеты от штрафов за неосвоение межбюджетных трансфертов, выделенных на модернизацию первичного звена, и на два года — на закупку передвижных медицинских комплексов и переоснащение онкологических и сердечно-сосудистых центров по нацпроекту «Здравоохранение».
В пояснительной записке к документу Минздрав прямо ссылается на разрывы поставок из-за «ограничительных мероприятий в связи с распространением коронавирусной инфекции».
Так, в Ставропольском крае приостановлены пусконаладочные работы закупленного в рамках онкологического федерального проекта медоборудования: по контракту производить их могут только инженеры из Чехии, «въезд которых на территорию РФ в настоящее время не представляется возможным». В Хабаровском крае поставщиком были перенесены сроки поставки аппаратов неинвазивной искусственной вентиляции легких в связи с резким увеличением спроса на них, а в Липецкой области закупки медоборудования остановило «значительное удорожание».
Хотя расходы программы модернизации первичного звена здравоохранения на 2020 год будут перенаправлены через резервный фонд правительства на борьбу с коронавирусом (см. “Ъ” от 16 апреля), в целом сама эта программа оценивалась в 550 млрд руб. в ближайшие пять лет. Модернизационные расходы нацпроекта «Здравоохранение» с 2018 по 2024 год также предполагали расходы в 290 млрд руб. Единичные срывы поставок вряд ли вынудили бы Минздрав обратиться к правительству с предложением снять бюджетные ограничения для такого масштабного финансирования на два года: есть все основания полагать, что вероятность разрывов цепочек оценивается ведомством как серьезная и отмена штрафов за срыв закупок действительно может поддержать региональные бюджеты. Белый дом и без того оценивает свои будущие расходы на обеспечение их сбалансированности в 370 млрд руб. только в 2020 году.
Проблему командировок также явно имеет смысл рассматривать как частный случай проблем логистики персонала — как внутренней, так и международной, которая вносит свой вклад в текущие и будущие логистические ограничения в экономике России. Масштабы проблем логистики пока невозможно оценить, но очевиден их базовый эффект: они должны мультиплицировать спад в промпроизводстве и отчасти в услугах и уменьшать потенциал восстановления ВВП после снятия карантинных ограничений. В расчетах большинства аналитиков они учитываются или чисто качественно, или пока игнорируются за недостатком данных.