Красную книгу снова попытались отредактировать

Депутат Владислав Резник предлагает изменить подход к формированию списка редких животных

Вокруг Красной книги снова возник конфликт. Депутат Госдумы Владислав Резник предложил для оценки угрозы исчезновения животных, растений и грибов вместо научных сведений использовать данные государственного мониторинга. Это уже не первая инициатива господина Резника, касающаяся охраны исчезающих видов. Ранее он предлагал легализовать трофейную охоту на краснокнижных животных. Экологи и ученые опасаются, что таким образом чиновники смогут манипулировать данными, чтобы не придавать интересным для охоты животным статус редких.

Депутат Владислав Резник

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Владислав Резник предложил усовершенствовать деятельность Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам. Этот орган, в частности, вносит животных в Красную книгу РФ. О предложении “Ъ” рассказали несколько участников совещания в Минприроды, посвященного инициативе депутата, которое прошло 17 апреля.

Господин Резник предлагает, в частности, запретить включать в состав комиссии ученых, которые состоят в экспертных секциях при ней (копия проекта приказа есть у “Ъ”). Сейчас секции — фактически подразделения комиссии по определенным направлениям (грибам, птицам и т. д.), в которых профильные ученые помогают оценивать угрозы редким видам, ведут полевые исследования и готовят списки по внесению или исключению видов. Руководители секций и некоторые их участники входят в состав комиссии.

Владислав Резник не скрывает любви к охоте и входит в президиум элитного «Клуба горных охотников». В 2016 году клуб просил Александра Хлопонина (на тот момент вице-премьера, который курировал сферу природопользования) выдать пять разрешений на добычу путоранского снежного барана, занесенного в Красную книгу РФ. Господин Хлопонин попробовал поддержать клуб, но в выдаче разрешений отказал Росприроднадзор. Однако клуб не прекратил попытки легализовать трофейную охоту на краснокнижных животных. “Ъ” подробно рассказывал, как в 2018 году Владислав Резник направил в Минприроды предложения «рассмотреть целесообразность» введения подобного вида охоты в России. Предложения депутата вызвали общественное возмущение и пока ни к чему не привели.

Кроме того, парламентарий предлагает внести в положение о комиссии правку, разрешающую для оценки угрозы исчезновения животных, растений и грибов использовать только данные государственного мониторинга, который ведут региональные власти. 14 апреля господин Резник в составе группы депутатов внес законопроект в Госдуму, согласно которому животные в Красную книгу могут включаться на основании данных госмониторинга. Таким образом, эти два документа дополняют друг друга.

“Ъ” пытался связаться с Владиславом Резником, но его мобильный был недоступен несколько дней подряд.

Как пояснили “Ъ” в Минприроды, сейчас при рассмотрении вопроса о включении или исключения видов в Красную книгу учитываются как данные госмониторинга, так и научные сведения.

В Минприроды заявляют, что использование только данных госмониторинга невозможно: «В частности, действующим законодательством не предусмотрено осуществление субъектами государственного мониторинга в отношении растений и грибов».

«Председатели секции и эксперты — это и есть ученые, которые работают на земле и собирают всю информацию, а государственного учета нормального в стране нет,— возмущается научный сотрудник Центра кольцевания птиц России Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН Софья Розенфельд.— Есть лишь зимний маршрутный учет, но он мало где проводится».

«Государственный мониторинг ведется органами власти субъектов — они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы на эти виды охотились,— считает эксперт "Гринписа России" Михаил Крейндлин.— Красная книга не приносит им никакой выгоды. Поэтому они будут давать такие данные, чтобы животные туда не включались или исключались из нее».

«Есть объекты животного мира, внесенные в перечень объектов охоты,— по ним как раз проводятся учеты и мониторинг, — объясняет заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов.— Но по некоторым видам нет госмониторинга. Если он будет вестись, то тогда не будут возникать конфликтные ситуации, когда в Красную книгу РФ вносится вид охотничий в угоду чьих-то интересов. Ведь это большая ответственность и огромные затраты сразу возникают на его охрану и соблюдение всех правил». Однако, по его словам, только данные государственного мониторинга использоваться не будут.

«Мониторинг должен быть обязательно, а данные эти должны быть в открытом доступе,— говорит президент Росохотрыболовсоюза Татьяна Арамилева.— Минприроды должно установить его порядок и определиться, кто должен его проводить».

Напомним, вокруг Красной книги РФ неоднократно возникали скандалы. Согласно законодательству документ должен пересматриваться раз в десять лет, однако Красную книгу РФ не могли обновить более двадцати лет.

Последние попытки ее переиздать приводили к громким скандалам. В 2017 году Комиссия по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам составила новый список видов, достойных краснокнижного статуса. Список позже согласовала РАН, но в Минприроды решили скорректировать документ, исключив перед отправкой документа в Минюст пять видов: гималайского медведя, каспийского тюленя, северного оленя, сибирского горного козла и плотоядную косатку. Минюст тогда новую редакцию Красной книги РФ не зарегистрировал, выдвинув правовые и технические замечания.

Осенью 2019 года произошел новый конфликт. Минприроды решило кардинально пересмотреть состав комиссии, исключив из нее ряд ученых и заменив их чиновниками. Однако после публикации в “Ъ” от этих планов отказались. В апреле 2020 года новая редакция Красной книги РФ все же была зарегистрирована.

Анна Васильева

Фотогалерея

Пролетая мимо Красной книги

Смотреть

Вся лента