Новые книги

Выбор Игоря Гулина

Маржан Сатрапи
Вышивки
Издательство Бумкнига
Перевод Анна Зайцева

Фото: Бумкнига

Второй автобиографический комикс автора «Персеполиса». «Вышивки» — самая лаконичная, будто бы необязательная, но оттого не менее замечательная книга Сатрапи. После семейного обеда родственницы, соседки и подруги во главе с обаятельно-эксцентричной бабушкой Маржан собираются на кухне мыть посуду, пить чай, а потом начинают рассказывать истории. Речь идет главным образом о сексе: первые брачные ночи, измены, разочарования, пластические операции, глупости и нежности. Сатрапи показывает невидимую изнанку консервативного иранского общества. Но, как и остальные ее книжки, это не обличение ужасов патриархата, а язвительно-сентиментальный ностальгический взгляд на родную и одновременно уже недоступно-отдаленную культуру.


Ролан Барт
Сай Твомбли
Издательство Ad Marginem — МСИ «Гараж»
Перевод Валерий Кислов

Фото: Ad Marginem — МСИ «Гараж»

Два маленьких текста классика французской теории о классике американской абстракции. Оба написаны в самом конце жизни Барта. Один — для американского каталога Твомбли, другой — для французского. Это поздний Барт — не строгий структуралист, а меланхолический лирик, у которого любой разговор о культуре превращается в интимную речь о чувственном присутствии и исчезновении. Графика Сая Твомбли здесь оказывается идеальным объектом. Для Барта Твомбли — художник, впитывающий всю европейскую культуру и одним небрежным штрихом перечеркивающий ее, или скорее освобождающий искусство от ее груза. Он открывает западному человеку незнакомое ему восточное чувство сатори — не напыщенного знания, а откровения небрежности — красоты не знака и образа, но случая.


Салли Руни
Нормальные люди
Издательство Синдбад
Перевод Александра Глебовская

Фото: Синдбад

Второй роман молодой ирландки Салли Руни вышел два года назад, стал бестселлером и объектом культа в англоязычном интернете. Многих это озадачивает. «Нормальные люди» мало похожи на шедевр. Это довольно наивная история об отношениях двух молодых людей. Она — обеспеченная, но застенчивая и непопулярная. Он — бедный, но красавчик, футболист и всеобщий любимец. Их связывает то дружба, то любовь, то секс, то привязанность. В этом и есть главная новизна: «Нормальных людей» называют первой большой книгой об отношениях эпохи тиндера, некрепких связей и корректных договоров. Новым формам близости Руни придает старую форму добротного любовного романа. На BBC только что вышел сериал по книге.


Кирилл Кобрин
Лондон: Арттерритория
Издательство Арка

Фото: Арка

Новая книга историка, культуролога и эссеиста Кирилла Кобрина — своеобразный путеводитель по Лондону. Точнее — по его искусству и по городу как произведению искусства. Формально это сборник небольших обзоров, которые автор писал на протяжении четырех лет для рижской газеты Arterritory. Сюжеты: от черепков Британского музея до вездесущего Дэмиена Хёрста. Текстов этих набралось на тысячу страниц, но ощущения подавляющей тотальности здесь не возникает. Это, как всегда у Кобрина, дневник фланера, изящное эссе о любимых предметах: современности и археологии, сексе и смерти, карьерах и безделье, авангарде и поп-культуре.


Олег Ковалов, Евгений Марголит, Марианна Киреева
Советский экспрессионизм: от Калигари до Сталина
Издательство Порядок слов

Фото: Порядок слов

На протяжении десятилетий кинематограф СССР отрицал свое родство с западным авангардом, но украдкой подпитывался его открытиями. Немецкий экспрессионизм с его вроде бы чуждой здоровому советскому искусству эстетикой тревожных предчувствий, туманных символов и гнетущей безысходности был главным источником этих тайных влияний. Книга трех известных киноведов, Олега Ковалова, Евгения Марголита и Марианны Киреевой, представляет собой переписанную историю первого полувека советского кино — как кино скрыто экспрессионистского: от Эйзенштейна, Вертова и Довженко до «Иванова детства» и «Республики ШКИД».


Дэвид Бирн
Как работает музыка
Издательство Альпина нон-фикшн
Перевод Евгений Искольский

Фото: Альпина

Лидер Talking Heads, один из изобретателей нью-вейва, денди-постмодернист Дэвид Бирн представляется в этой книге как теоретик музыки. Впрочем, эта маска слетает с первых же страниц. «Как работает музыка» — не стройная теория, а собрание мыслей, фактов и наблюдений из всех возможных областей: биологии, философии, социологии и пр. и пр. От размышлений о пении птиц он переходит к эволюции музыкальной индустрии, сравнению завсегдатаев опер и дискотек, подробностям жизни нью-йоркской богемы 1970-х. Помимо прочего, это во многом автобиография — своего рода «моя жизнь в искусстве».


Вся лента