Коронавирус продвинул судопроизводство
В арбитражах началось рассмотрение дел в онлайн-режиме
В условиях борьбе с COVID-19 вслед за Верховным и областными судами России и арбитражи начинают проводить слушания в онлайн-режиме без присутствия сторон в заседаниях. Такое «пилотное» разбирательство прошло во вторник в Салехарде. Ранее также по видео-конференц-связи (ВКС) уже рассматривались гражданские дела и даже апелляции по уголовным. Эксперты отмечают, что, как ни парадоксально, коронавирус становится толчком для скорейшего внедрения новых технологий и автоматизации судопроизводства.
Первое заседание арбитражного суда в онлайн-режиме было проведено, вопреки ожиданиям, не в Санкт-Петербурге, а в Салехарде. Как сообщал “Ъ”, именно арбитражный суд северной столицы и Ленинградской области анонсировал проведение первого слушания в новом формате с общением участников через Skype, но почти сразу отменил его, сославшись на некие трудности технического характера. В результате первопроходцем стал АС Ямало-Ненецкого автономного округа.
Честь быть рассмотренным первым выпала относительно простому делу из разряда экономических споров по административным правоотношениям.
Представители Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО просили привлечь к ответственности по КоАП арбитражную управляющую из города Ноябрьска Ладу Любимую за совершение ею незаконных действий при банкротстве.
24 апреля они подали ходатайство о проведении заседания в онлайн-режиме. Чтобы оно могло пройти именно в таком формате, было необходимо согласие второй стороны. И уже 25 апреля ответчик Лада Любимая подала свое аналогичное ходатайство. При этом стороны также соблюли все необходимые процедуры, связанные с авторизацией пользователей и подачей документов через систему «Мой арбитр» и Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая подразумевает, помимо прочего, подтверждение бумаг и обращений электронной подписью. О дате и времени проведении заседания, возможности к нему присоединиться и прочих деталях всем сообщалось, как пояснили в суде, на «знакомом и надежном интерфейсе информационной системы “Картотека арбитражных дел”». В результате судья АС ЯНАО Михаил Беспалов вел заседание из своего кабинета, а другие участники общались прямо из дома или офиса. Суд признал совершение правонарушения госпожой Любимой (ч. 3 ст. 14.13 КоАП), назначив ей минимальное предусмотренное наказание в виде штрафа в 25 тыс. руб., хотя ей грозило до 50 тыс. руб.
«Данный эксперимент — развитие актуальной инициативы ВС РФ, направленной на обеспечение доступности правосудия, защиту законных прав и интересов граждан и бизнеса в период угрозы распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции»,— подчеркнули в АС ЯНАО. Там также отметили, что применение такого «технологического решения» показало возможность для сторон в судебном споре «принимать полноценное участие в судебном процессе в арбитражных судах, предоставлять доказательства и участвовать в прениях в режиме веб-конференции, подключившись к заседанию при наличии доступа к сети интернет с любого персонального устройства из дома, офиса». Надо отметить, что ранее коллегия ВС РФ из трех судей уже рассмотрела в онлайн-режиме затянувшееся гражданское дело о признании ребенка супруги военнослужащего от первого брака членом новой семьи. Это позволило бы распространить и на него с матерью действия определенных льгот. Несмотря на небольшие технические сбои, слушание состоялось, и было вынесение решение отправить материалы на новое рассмотрение в суд первой инстанции, что заметно расстроило участников.
А в Вологодском облсуде на днях также состоялось онлайн-рассмотрение апелляционной жалобы по уголовному делу, в котором адвокат из Ленинградской области принял участие, подсоединившись к ВКС из дома со своего ноутбука.
Ранее же, как рассказывал “Ъ”, ВКС в основном применялась судами для общения с заключенными из СИЗО, которые таким образом, вместо доставки на заседание в тесных и душных автозаках, принимали участие в обсуждении вопросов продления им сроков содержания под стражей и других подобных процессуальных вопросов.
Замдиректора Института правовых исследований НИУ ВШЭ Андрей Кашанин рассказал “Ъ”, что он с рядом других специалистов уже более года изучал проблему возможности внедрения онлайн-заседаний в российских судах. По его словам, для этого пришлось изучить зарубежную практику.
В частности, ряд передовых европейских стран начали реализовывать такие проекты еще в 2004–2005 годах. И как у них тогда, так и сейчас в России встал вопрос об аутентичности не только личностей участников, но и представляемых документов.
Оказалось, что, например, российские документы, поступившие из госорганов и прочих структур в архивы, имеют электронную подпись, действительную только год. Но, по его словам, за рубежом достоверность таких документов судом под сомнение не ставится. «Они, можно сказать, имеют некую презумпцию доверия»,— пояснил господин Кашанин, отметив, что оспаривать их является задачей самих участников. По его мнению, использование технологий онлайн-заседаний в судах не повлечет за собой роста числа попыток подмен и фальсификаций по сравнению с обычными процессами — ведь официальные документы загружаются в систему по «ведомственным» протоколам, а процесс предоставления документов в суд сторонами также отработан уже на протяжении нескольких лет.
Кроме того, вынужденное массовое внедрение онлайн-процессов сейчас из-за коронавируса может дать необходимый опыт, как о количестве технологических сбоев, так и возможных махинаций при этом. «Это может дать нам понимание, как следует идти дальше, уже после победы над COVID-19»,— считает господин Кашанин. Он отметил, что сейчас существует два подхода.
Первый связан с максимальной защитой, созданием специальных приложений, шифрованием данных и т. д., его придерживается ряд госструктур и силовых ведомств. Второй же предусматривает, наоборот, максимальное упрощение процедур.
«Нужен какой-то баланс, который можно получить только на анализе опыта»,— заключил эксперт. Он также отметил, что наше электронное судопроизводство, особенно в области арбитража, находится на самом высоком мировом уровне. Но есть возможности еще больше его оптимизировать, сделав почти автоматическими рассмотрение части дел, в которых фактически нет самого спора. По его словам, такие методы успешно используются за границей, например, в Германии и Венгрии, где судебные приказы или исполнительные листы выдаются автоматически. А в России на такие очевидные дела приходится до 80–83% от общего числа, и их автоматизация позволит сильно разгрузить суды. Сейчас же Андрей Кашанин призвал ориентироваться на ВС РФ и необходимое восполнение правового вакуума, так как процессуально проведение онлайн-заседаний пока регламентируется на уровне конкретных судов и требует законодательного закрепления в кодексах.
С тем, что коронавирус, как ни парадоксально, дал импульс к внедрению новых технологий в российское судопроизводство, согласны и другие опрошенные “Ъ” специалисты в сфере IT-технологий в области права.
По их словам, «технологическая платформа» к этому полностью готова и уже апробирована в арбитражных судах. В частности, такие системы, как ЕСИА, «Мой арбитр» и «Картотека арбитражных дел» действуют уже более 10 лет, и на сегодняшний момент до 30–40% обращений в АС именно электронные. В связи с этим, по мнению опрошенных экспертов, каких-то проблем с онлайн-заседаниями в арбитражных спорах возникнуть не должно, а коронавирус поможет «сдвинуть устоявшиеся барьеры» и придать новый импульс в сфере внедрения новых технологий в процесс российского судопроизводства.