Квартирный вопрос испортил Минстрой
Юристы критикуют законопроект о компенсации жилья для репрессированных
Минстрой РФ подготовил законопроект о праве жертв политических репрессий на компенсацию за отнятое в СССР жилье. Документ разработан по требованию Конституционного суда, который в декабре 2019 года заявил, что Россия должна «в максимальном объеме» возместить вред, причиненный советским гражданам. Юристы, представлявшие интересы репрессированных в КС, называют законопроект Минстроя «пустышкой» и «прямым саботажем решения Конституционного суда». Они указывают, что документ составлен крайне формально и не решает ни одну из проблем, выявленных Конституционным судом. И если он будет принят в таком виде, то жертвы репрессий «просто не доживут до возвращения в родные места».
Законопроект подготовлен Минстроем в форме поправок к ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий». Они опубликованы на госпортале regulation.gov.ru для общественного обсуждения, которое продлится до 11 мая. Граждане, которых он непосредственно затрагивает, крайне недовольны документом. «Законопроект — катастрофический,— заявил “Ъ” юрист Григорий Вайпан, представляющий интересы трех семей репрессированных.— Это прямой саботаж постановления Конституционного суда».
Напомним, жалобу в КС подали дети репрессированных москвичей Елизавета Михайлова, Евгения Шашева и Алиса Мейсснер, которые родились в спецпоселениях или ссылках (“Ъ” публиковал очерки об истории каждой семьи). Закон, принятый в 1991 году, предусматривал право на бесплатное жилье в городе, где семьи репрессированных проживали на момент ареста. Однако в 2005 году Госдума изменила законодательство, передав регионам полномочия устанавливать механизм компенсации. В итоге право на компенсацию было серьезно затруднено. Так, в Москве только для постановки на жилищный учет жертвам репрессий требуется жить в столице не менее десяти лет, одновременно быть малоимущими и не иметь жилья. В 2019 году женщины оспорили этот порядок в Конституционном суде; их поддержали Генпрокуратура, представитель правительства и полпред президента в КС. В декабре 2019 года Конституционный суд согласился, что такой механизм компенсаций нарушает права жертв репрессий. Судьи потребовали как можно скорее изменить закон для «возможно более полного возмещения» вреда.
Так как ситуация касается вопросов жилья, разрабатывать поправки было поручено Минстрою.
Документ был завершен с опозданием — на подготовку одной страницы у ведомства ушло четыре месяца.
Министерство предлагает сохранить норму, когда порядок компенсации жилья устанавливают власти субъектов РФ. Фактически единственное изменение — указание, что компенсация положена «независимо от срока проживания в соответствующей местности и (или) места жительства, имущественного положения и признания нуждающимися в жилых помещениях».
«По законопроекту Минстроя никто из жертв репрессий в Москву вернуться не сможет, всем откажут уже на этапе принятия на учет»,— уверен Григорий Вайпан. Он напомнил, что КС прямо указал: обеспечение жильем жертв репрессий должно быть урегулировано только федеральным законом. «Но законопроект Минстроя оставляет этот вопрос в ведении регионов. Которые по-прежнему смогут устанавливать ограничения,— говорит он.— Из-за этого обязательно начнется произвол на местах».
Вопреки постановлению КС, в законопроекте Минстроя ничего не сказано об очередности обеспечения жертв репрессий жильем. «Получается, что жертвы репрессий попадут в общую очередь на социальное жилье — и до возвращения в родные места никто из них не доживет,— возмущается господин Вайпан.— И разработчики законопроекта это прекрасно понимают». Уже после постановления КС столичный департамент городского имущества согласился принять двух заявительниц на учет. 70-летняя Алиса Мейсснер получила 54 967-е место в очереди на жилье, а 70-летняя Евгения Шашева оказалась 54 846-й.
Отметим, что в законопроекте Минстроя ничего не говорится о том, как именно государство собирается оплачивать жилье для репрессированных.
Пояснительная записка и вовсе содержит стандартную фразу «не потребует дополнительных расходов федерального бюджета», которая в этом случае явно не соответствует действительности.
«Очевидно, что раз этот вопрос должен быть урегулирован федеральным законом, то и финансирование должно осуществляться из федерального бюджета»,— указывает господин Вайпан. «КС указал, что государство должно предоставить жертвам репрессий "эффективную поддержку". Но законопроект Минстроя — пустышка. Он специально написан так, чтобы люди, которым государство когда-то причинило тяжкий вред, так и не получили никакого возмещения,— делает вывод Григорий Вайпан.— Это плевок в сторону репрессированных». Всего с 2005 года в московской очереди находится 91 семья жертв репрессий, а в московскую комиссию по реабилитации с 2007 по 2017 год обратились еще 40 человек. «Это ничто и в сравнении с жилым фондом столицы, и с десятками тысяч семей, которые стоят на жилищном учете,— говорит господин Вайпан.— Непонятно, почему нельзя этим очень пожилым людям прямо сейчас предоставить жилье и не мучить их больше».
“Ъ” еще на прошлой неделе обратился в Минстрой за комментариями по поводу законопроекта, однако ведомство так и не прислало ответ.