Недвижимость сравнивают с землей
Росреестр сведет их учет на единой платформе
Росреестр предложил с 1 июня запустить в трех регионах пилотный проект по учету земли и недвижимости на единой платформе — с 2021-го эксперимент начнет расширяться и к 2026 году охватит все регионы. Предполагаемый результат — повышение управления землей и недвижимостью и рост налоговых поступлений. При удачном запуске эффект может оказаться шире: новый реестр может способствовать запуску буксующей земельной реформы. Однако, как признают в Росреестре, за месяц до начала эксперимента его финансирование еще не согласовано.
Уже с 1 июня в Иркутской области, Краснодарском и Пермском краях может начаться эксперимент по единому учету земли и недвижимости — проект постановления правительства об этом разработан Росреестром. Авторы предлагают создать государственную информационную систему «Единый информационный ресурс о земле и недвижимости» — сейчас данные о них содержатся в девяти федеральных информсистемах, в том числе Минсельхоза, Росреестра, Росимущества и др., и региональных системах обеспечения градостроительной деятельности. Несогласованность данных приводит к низкой эффективности использования земель и недвижимости, констатируют чиновники в пояснительной записке.
В Росреестре рассчитывают, что единый учет сэкономит расходы бюджета на поддержание работы разрозненных систем и повысит доходы от имущественных налогов и сборов за счет вовлечения в оборот неиспользуемых объектов.
Цифровизация учета призвана и упростить предоставление населению и бизнесу госуслуг, связанных с землей и недвижимостью. Эксперимент в трех регионах позволит апробировать подходы и технологии и продлится до конца 2020 года — тогда ответственные за него Минцифры и Росреестр отчитаются перед правительством.
Как рассказали “Ъ” в Росреестре, при выборе пилотных регионов учитывались качество их информсистем и отраслевая специфика. «В Краснодарском крае развито сельское хозяйство, в Иркутской области — лесная отрасль, а Пермский край — промышленный регион с универсальной в отраслевом плане моделью»,— пояснили в службе. С 2021 года эксперимент будет расширен, а создание единой системы во всех регионах должно завершиться до конца 2025 года. На это время будет создана межведомственная рабочая группа с участием чиновников не ниже уровня заместителя главы ведомств: Минэкономики, Минстроя, Минприроды, Минсельхоза, Минкульта, а также ФНС, Росимущества, Роснедр, Рослесхоза и Росводресурсов.
Впрочем, за месяц до старта эксперимента не решен вопрос его финансирования — он находится на согласовании в Минцифре, отметили в Росреестре.
Власти неоднократно признавали неэффективность использования земли и недвижимости — так, ФНС указывала, что информация по земельным участкам в ряде случаев «некондиционная» (не указана категория земли и т. д.), из-за чего невозможно определить налоговую базу, а ответственные за категоризацию муниципалитеты ограничены в ресурсах и персонале. Служба совместно с Росреестром самостоятельно начала кампанию по их уточнению (см. “Ъ” от 12 июля 2019 года). Точечные инициативы по вовлечению сельхозземель в оборот предлагал и Минсельхоз — речь идет об изъятии у собственников неиспользуемых угодий и многократном повышении земельного налога для нарушителей правил землепользования, но идею не поддержало правительство (см. “Ъ” от 20 августа 2019 года).
Комплексный подход к решению проблемы неэффективного использования земель обозначился в 2018 году, когда власти приступили к очередному этапу земельной реформы. К 2020 году правительство планировало усовершенствовать регулирование земельных отношений (см. “Ъ” от 28 декабря 2018 года), но пока проекты не обнародованы. Не удается — с 2012 года — запустить и один из важнейших этапов реформы — отмену категорий земель и переход к территориальному зонированию с разрешенными видами использования, требующую масштабного уточнения границ участков. В прошлом году Минэкономики оценило расходы на такие работы в 15 млрд руб. до 2023 года, при этом часть средств предполагалось направить на модернизацию ЕГРН (24 млн руб.), поскольку система не учитывала данные о природных объектах. Отметим, что единая система учета земли и недвижимости должна решить проблему — а разработка Росреестра и Минцифры может стать основой для земельной реформы. Перевод на сторону Росреестра учета всей земли и недвижимости вписывается и в концепцию реформы контрольно-надзорной деятельности: ранее на возможность консолидации в ведомстве таких полномочий указывал экс-куратор реформы, глава Минюста Константин Чуйченко.