Катастрофу SuperJet решили заслушать по существу
Суд отказался рассматривать жалобы пилота Дениса Евдокимова
Как стало известно “Ъ”, Химкинский городской суд Московской области отказал защите командира экипажа SuperJet 100 Дениса Евдокимова, обвиняемого в крушении в мае прошлого года в Шереметьево самолета и гибели 41 человека, в предварительном слушании по уголовному делу. В ходе них адвокат рассчитывала, что ей удастся добиться исключения ряда доказательств и возвращения дела в Генпрокуратуру из-за допущенных, по ее версии, следствием нарушений УПК. Заседание по существу назначено судом на 21 мая.
Командир экипажа SSJ-100 Денис Евдокимов
Фото: из личного архива Дениса Евдокимова
Расследование уголовного дела о крушении в Шереметьево 5 мая прошлого года Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота», в результате которого погиб 41 человек, Следственный комитет закончил в начале декабря прошлого года. Виновником трагедии был назван командир экипажа Денис Евдокимов.
После того как обвиняемый и его адвокат ознакомились с двумя десятками томов уголовного дела, они перед направлением материалов в городской суд подмосковных Химок дополнили их своим ходатайством об исключении ряда доказательств, а также настаивали на возвращении итогов расследования в Генпрокуратуру из-за нарушений ряда статей уголовно-процессуального кодекса (УПК).
По словам адвоката господина Евдокимова Натальи Митусовой, в своем ходатайстве они просили суд исключить из доказательств следствия авиационно-техническую экспертизу, проведенную Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации, а также летную и пожарно-техническую экспертизы. Кроме того, по словам адвоката, следствие нарушило право обвиняемого на защиту, о чем в своем ходатайстве они также уведомили суд. «Однако из суда нам во вторник позвонили и сообщили, что в заявленном ходатайстве о предварительном рассмотрении вопроса отказано, а само заседание назначено на 21 мая. Оно начнется в 12 часов»,— пояснила адвокат Митусова. «Почему суд отказал, нам пока неясно, возможно, это станет понятно в ходе первого заседания»,— добавила она.
5 мая прошлого года в направлявшийся в Мурманск SSJ попала молния, что заставило пилотов перейти к управлению самолетом в ручном режиме (Direct mode). Молния к тому же вызвала проблемы со связью. Это, по утверждению командира экипажа Дениса Евдокимова, заставило его обратиться к наземным службам за разрешением вернуться в аэропорт вылета Шереметьево.
По версии следствия, пилот Евдокимов совершил посадку с превышением вертикальной и горизонтальной скоростей с большим углом атаки, что привело к так называемому козлению — подпрыгиванию самолета от ударов о взлетно-посадочную полосу.
По данным следствия, господин Евдокимов при этом нарушил инструкцию о том, что после первого удара о землю он должен был подняться в воздух на второй круг. При втором ударе о ВВП у самолета подломившаяся стойка шасси пробила топливный бак, что вызвало пожар, жертвами которого стал 41 человек. Ущерб только от одного уничтоженного самолета, как установило следствие, составил 1,5 млрд руб. В результате в отношении командира экипажа Евдокимова было возбуждено уголовное дело о «нарушении правил полетов или подготовки к ним, повлекшем по неосторожности гибель двух и более лиц» (ч. 3 ст. 263 УК РФ).
К моменту предъявления пилоту Евдокимову обвинения в окончательной редакции, следствие провело и получило результаты более ста своих экспертиз — медицинских, генетических, летных, психолого-лингвистических и других. Вместе с тем окончательной экспертизы межгосударственного авиационного комитета до сих пор нет. Сам же пилот утверждает, что самолет фактически был неуправляем.
Фотогалерея
Трагедия в Шереметьево
Пассажирский самолет SSJ 100 компании «Аэрофлот» в 18:03 вылетел из московского аэропорта Шереметьево, выполняя рейс SU 1492 Москва — Мурманск
Фото: AP
Вскоре самолет запросил экстренную посадку и вернулся в Шереметьево в 18:30. При аварийной посадке SSJ 100 загорелся
Фото: Reuters
На борту находились 73 пассажира и пять человек экипажа
Фото: Коммерсантъ / Роман Дорофеев
В результате пожара погиб 41 человек
Фото: Reuters / Nadezhda Polomoshnova
СКР возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц)
Фото: Федор Малинин / ТАСС
В «Аэрофлоте» сообщили, что причиной пожара стало возгорание двигателей после посадки воздушного судна в Шереметьево. Компания отмечала, что самолет вынужденно вернулся в аэропорт назначения «по технической причине»
Фото: Reuters
SSJ 100 традиционно считается в отрасли проблемным самолетом из-за частых неисправностей, в основном связанных с двигателями
Фото: Reuters
На момент катастрофы «Аэрофлот» был крупнейшим эксплуатантом SSJ 100 с 50 бортами в парке (считая сгоревший в Шереметьево)
Фото: Reuters
Для группы «Аэрофлот» это первая катастрофа с человеческими жертвами с 2008 года, когда разбился Boeing 737 в Перми
Фото: Reuters / Tatyana Makeyeva
Пострадавшие были доставлены в московские больницы и лечебные учреждения города Химки
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Следствие рассматривало три версии катастрофы в Шереметьево: недостаточная квалификация пилотов и диспетчеров, техническая неисправность и неблагоприятные погодные условия
Фото: РИА Новости
Глава Минтранс Евгений Дитрих (на фото) заявил, что не видит оснований для приостановки полетов SSJ 100 после катастрофы
Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости
СКР заявил, что командир воздушного судна Денис Евдокимов осуществил грубую посадку на взлетно-посадочную полосу, а его дальнейшие действия, «совершенные с нарушением установленных правил, повлекли разрушение и возгорание самолета». В апреле 2020 года дело о крушении лайнера было направлено в суд
Фото: Следственный комитет Российской Федерации
Сам Денис Евдокимов вину не признает и утверждает, что причиной трагедии стало несоответствие лайнера нормам летной годности. По его словам, самолет потерял управляемость после попадания в него молнии
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин