Инвесторам подвозят льготы
Под строительство авто — и ж/д станций планируют отдавать землю без торгов
Для развития транспортной сети нижегородской агломерации, в которую входят шесть крупнейших городов региона, областное правительство готовит льготы. Глава региона предлагает предоставлять земельные участки под строительство новых автовокзалов, станций и пересадочных узлов. Подобные объекты будут приравнены к масштабным инвестиционным проектам. Вероятно, основными получателями преференций станет Горьковская железная дорога с ее транспортно-пересадочными узлами и частные инвесторы, строящие автовокзалы за свой счет.
Правительство Нижегородской области внесло в региональный парламент проект поправок к областному закону о регулировании земельных отношений. Документ предлагает приравнивать строительство автовокзалов, автостанций, пересадочных узлов и других крупных транспортных объектов к категории масштабных инвестиционных проектов (в регионе таковыми считаются стройки с инвестициями от 100 млн руб.) и оказывать им поддержку в виде государственных преференций. Подобные транспортные инвесторы смогут получить земельные участки под свои проекты без участия в торгах. Однако для этого проекты должны соответствовать определенным министерством транспорта Нижегородской области критериям. Например, автостанция или транспортно-пересадочный узел в районах должен быть способным отправлять свыше 200 человек в сутки, а крупный автовокзал — более тысячи пассажиров. В Нижнем Новгороде планка в тысячу человек установлена для всех подобных объектов, следует из проекта документа.
Привлечение инвесторов в подобные инфраструктурные проекты необходимо для реализации программы развития транспортной системы нижегородской агломерации из шести крупнейших городов Нижегородской области: Нижнего Новгорода, Бора, Балахны, Арзамаса, Дзержинска, Кстова, Богородска, Городца и Заволжья.
Как ранее писал “Ъ-Приволжье”, транспортные потоки и управление ими предложено объединить в единую сеть под управление единого государственного или частного оператора, роль которого на подготовительном этапе отведена действующему казенному учреждению Нижегородской области ГКУ «Центр безопасности дорожного движения» (ЦБДД). Под его началом будут работать все муниципальные и частные перевозчики, которым власти обещают субсидирование пассажирских перевозок по принципу платы за пройденное расстояние. Такая схема, по задумке областного министерства транспорта, поможет вытеснить с рынка серых игроков, сделать приемлемое расписание, устранить «гонки» автобусов за пассажиров и обеспечить их безопасность.
Программа, презентованная депутатам регионального парламента в декабре 2019 года, предполагает два этапа реализации. На первом запланирована модернизация транспортной инфраструктуры в Нижнем Новгороде с обновлением подвижного состава и реконструкцией трамвайных и троллейбусных линий. Далее будут построены пересадочные узлы «Аэропорт» в районе Стригино и «Мыза» на проспекте Гагарина в Нижнем Новгороде с привлечением средств Горьковской железной дороги (филиал РЖД) с ее проектами городских электричек. Все транспортные схемы городов будут интегрированы в единую сеть с ядром в Нижнем Новгороде. Конечным итогом областной транспортной реформы должен стать массовый отказ жителей от личного транспорта в пользу общественного. Власти надеются, что к 2030 году опорная маршрутная сеть на три четверти будет состоять из поездок на электротранспорте или больших автобусов, а маршрутки возьмут на себя функцию подвоза пассажиров к основным маршрутным линиям. Сами маршруты между муниципальными и частными перевозчиками предложено разыгрывать на конкурсах.
В правительстве Нижегородской области в среду не комментировали, какие именно частные проекты смогут рассчитывать на земельные преференции и когда будут построены.
С наибольшей вероятностью льготное предоставление участков в аренду ориентировано на Горьковскую железную дорогу и Волго-Вятскую пригородную пассажирскую компанию (ВВППК), учрежденную РЖД и правительствами Кировской и Нижегородской областей.
ВВППК уже реализовала в Нижнем Новгороде единственный в городе проект транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Канавинский» за 67,5 млн руб. у железнодорожного вокзала, откуда можно пересесть на автобусы в районы Нижегородской области со слабо развитой транспортной логистикой. Как отмечал генеральный директор ВВППК Анатолий Кузнецов, помимо организации в 2021 году ТПУ в Кстове для сообщения со станцией «Мыза» в Нижнем Новгороде с годовым пассажиропотоком свыше 4 млн человек компания прорабатывает варианты с подобным инфраструктурным объектом в Шахунье. Также предполагается строительство пересадочных узлов в рамках развития Сарово-Дивеевского кластера на вокзалах Арзамас-1 и Арзамас-2. Соглашение о строительстве этих ТПУ Волго-Вятская пассажирская пригородная компания заключила с местными властями и МУП «Арзамас-пассажиравтотранс». Кроме того, с 2018 года ВВПК прорабатывает проект пересадочного узла на базе железных дорог у международного аэропорта Стригино, где планировалось строительство крупного мультимодального узла в рамках реализации проекта высокоскоростной пассажирской магистрали Москва — Нижний Новгород — Казань (ВСМ-2). Однако из-за торможения решений по проекту РЖД постепенно пересмотрела свои планы.
Перспективы строительства ТПУ в Нижегородской области в монополии в среду не комментировали. Однако недавно руководитель департамента транспорта Нижнего Новгорода Елена Лекомцева отмечала, что областное министерство и мэрия прорабатывают изменения транспортной схемы и логистики города, которые включают несколько подобных пересадочных узлов. Одним из таких станет новая автостанция в районе нижегородского ипподрома на проспекте Гагарина, в которую подконтрольное депутату городской думы Герману Карачевскому ООО ЛИИ вложит 50 млн руб. Тогда сообщалось, что РЖД вышла к властям с проектом городских электричек, а господин Карачевский отмечал, что у компании ЛИИ запланирован совместный проект с РЖД, который обеспечит «легкость перемещения пассажиров из аэропорта по железной дороге на пригородные и междугородные автобусы».