Онлайн-образование берут на бюджет

Цифровые сервисы предложили поддержать субсидиями

Минкомсвязь предлагает выделять субсидии до 300 млн руб. образовательным онлайн-сервисам. По мнению министерства, им не хватает средств для ставшего актуальным в период пандемии масштабирования, что подтверждают и сами компании, отмечая недостаток частных инвестиций. В Минфине опасаются, что вместо образовательных деньги могут получить развлекательные и игровые сервисы.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

В ходе заседания правительственной комиссии по цифровому развитию 15 мая Минкомсвязь предложила ввести субсидии для образовательных онлайн-проектов, рассказал источник “Ъ”, знакомый с повесткой. Министерство исходит из того, что инфраструктура подобных проектов оказалась не готова к двукратному росту посещаемости, происшедшему с января по апрель, а у их владельцев недостаточно финансовых ресурсов для масштабирования, уточняет собеседник “Ъ”.

Субсидии им предлагается выделять из средств федерального проекта «Цифровые технологии», малым предприятиям — до 20 млн руб., компаниям-лидерам — до 300 млн руб., при этом не менее 20% должно будет составлять частное софинансирование.

Отбирать проекты смогут Российский фонд развития информационных технологий, фонд «Сколково», Российская венчурная компания и Фонд содействия инновациям.

Однако у проекта уже нашлись противники. Минфин подготовил отрицательное заключение (есть у “Ъ”), в котором обращает внимание, что финансирование в рамках программы смогут получить в том числе дистанционные развлекательные и игровые сервисы. В Минкомсвязи от комментариев отказались, в пресс-службе правительства на запрос не ответили.

Участники рынка в целом приветствуют появление господдержки, но ждут разъяснений о ее деталях.

Многие компании на карантине открыли бесплатный доступ и не получают прибыли, им действительно не хватает средств на масштабирование, говорит основатель «01Математика» Алексей Зайцев. «Хотелось бы, чтобы в выборе компаний для субсидирования помимо фондов также участвовали школы как эксперты и реальные потребители контента»,— отмечает он.

Субсидии могут помочь конкретным компаниям на фоне падения платежеспособности граждан, их размер выглядит логичным, вопрос в том, какие будут ограничения по использованию субсидий, будут ли они полностью завязаны на выполнение госзаказа или смогут быть потрачены на разработки и увеличение мощностей в рамках текущей работы, добавляет основатель Maximum Education Михаил Мягков.

Эффективность схемы субсидирования будет зависеть от того, какие условия возврата средств или вхождения в капитал предложат частным инвесторам, которые должны будут софинансировать не менее 20% проектов, считает гендиректор акселератора Ed2 Наталья Царевская-Дякина.

Кроме того, бюрократия нередко «сводит на нет все благие намерения», добавляет управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский:

«Очень хочется, чтобы количество времени и сил на заполнение заявок и последующие отчеты по ним было меньше, чем сумма помощи».

Раньше российские компании сферы edtech работали только с дополнительным образованием, сейчас же стоит задача переноса в онлайн школьных программ, что может стоить «десятки, а то и сотни миллионов рублей», указывает основатель «Нетологии-групп» Максим Спиридонов. С субсидиями у компаний может появиться для этого экономический мотив, отмечает он, при этом частных инвестиций в цифровые образовательные продукты крайне мало, поэтому государственные деньги точно будут востребованы.

Субсидии — точечное решение, которое может дать незначительный эффект в краткосрочной перспективе, но не решит фундаментальных проблем, например отсутствия правового регулирования онлайн-образования и наличия преград для партнерства с вузами, подчеркивает основатель Skillbox Дмитрий Крутов. По его словам, компания направила в «Сколково» письмо с собственными предложениями мер долгосрочной поддержки отрасли. Среди них — упрощение получения кредитов на образование, субсидии для людей с ограниченными возможностями и детей из малообеспеченных семей, помощь вузам с созданием онлайн-программ, создание edtech-кластера.

Валерия Лебедева

Коронавенчур

Как кризис меняет рынок инвестиций в стартапы

Читать далее

Вся лента