Над геймерами сгустились облака
На рынок удаленных игр вышла МТС
МТС на фоне роста интереса россиян к играм в период самоизоляции решила вслед за другими операторами «большой четверки» выйти на рынок облачного гейминга. Вместо работы с одним партнером оператор рассматривает запуск маркетплейса, к которому будет подключено сразу несколько сервисов для игр. Доходы сотовых операторов от этого сегмента пока невелики, но будут расти с запуском 5G, считают эксперты.
МТС запускает облачный игровой сервис, продажа подписок на него появилась в мобильном приложении оператора, обнаружил “Ъ”. В МТС уточнили, что запускают пилотный проект в сфере гейминга с тремя отечественными компаниями — Loudplay, Playkey и Drova. После его проведения МТС может создать маркетплейс подобных сервисов, сообщил представитель оператора.
Сервисы Loudplay и Playkey предоставляют запуск игр напрямую из облачных серверов на ноутбуках и компьютерах любой мощности. Drova, в отличие от них, не использует облачные технологии — подключение происходит напрямую между пользователями (P2P), один из которых, по сути, сдает свой компьютер в аренду, а второй платит ему за это. Сама компания при этом зарабатывает на комиссии.
Активный интерес операторов связи к облачному геймингу начался на фоне выхода в этот сегмент в 2019 году Google, Apple и Microsoft, которые пока не запустили свои проекты в России. МТС уже развивает стриминговую платформу WASD.TV и владеет киберспортивной командой Gambit Esports, но на рынок облачного гейминга выходит последним из «большой четверки». С Loudplay о запуске проекта ранее договорился «МегаФон», сообщал “Ъ” 14 февраля. Tele2 запустил пилотный проект с сервисом GFN.ru (контролируется группой «Сафмар» Михаила Гуцериева). С этим же сервисом, по информации “Ъ”, сотрудничает и «Вымпелком».
GFN.ru также находится в диалоге с МТС, но не планирует участвовать в маркетплейсе, сообщил “Ъ” операционный директор компании Павел Троицкий. Практически все сервисы так или иначе работают на технологиях американской Nvidia: GFN.ru — ее эксклюзивный партнер по развитию платформы GeForce Now в России и СНГ, а Loudplay и Playkey на базе ее технологий реализуют собственные решения.
Как сообщал “Ъ” 22 ноября, расходы россиян на видеоигры в 2019 году сделали резкий рывок, по данным Superdata и Wargaming, прогнозировавших, что по итогам 2019 года объем рынка вырастет сразу на $1 млрд, до $2,7 млрд. Заметный рост интереса к облачному геймингу российские сервисы начали фиксировать с начала периода самоизоляции россиян, вызванной коронавирусом, сообщал “Ъ” 26 марта. В частности, число новых клиентов Playkey за месяц выросло в 1,5 раза, сообщали в компании. В «Вымпелкоме» подтверждают эту тенденцию. «Повышенный интерес к облачному геймингу можно объяснить, в частности, увеличением свободного времени, которое россияне проводят дома, а также ростом спроса на новые виды досуга в условиях самоизоляции»,— рассуждает представитель оператора.
Операторы давно ищут альтернативные способы получения выручки и увеличения лояльности со стороны клиентов, в том числе через партнерства со стриминговыми провайдерами и направлением гейминга, набирающего популярность в мире, поясняет директор отдела инвестиций и рынков капитала КПМГ в России и СНГ Владимир Фомченко. «Если такое партнерство будет по типу revenue sharing, в том числе абонентской платы, а также возможных рекламных доходов, то можно говорить о новом дополнительном источнике выручки для операторов»,— указывает он. Схема же с единоразовой комиссией, например, за регистрацию игрока, может быть менее привлекательной, считает эксперт, но в любом случае доля выручки от такого партнерства пока что будет небольшой в общей структуре доходов операторов.
Сами сегменты гейминга и стриминга компьютерных игр, по оценке господина Фомченко, будут продолжать расти в России на 20–100% в год, но пока в основном за счет эффекта низкой базы. Развитию этого рынка должно помочь внедрение нового стандарта связи 5G и виртуальной реальности (VR), добавляет он, тогда партнерства, заключенные сейчас операторами, позволят им удержать положение на рынке.