Торговые центры настраиваются на будущее
Что будет с посещаемостью комплексов после пандемии
Ритейлеры уходят из торговых центров, даже те, кому можно работать во время пандемии. Как пишет “Ъ”, свое присутствие в таких объектах сокращают аптечные и продуктовые сети, а также салоны связи. Причина в низкой проходимости. Одновременно с этим в интернете появились объявления о продаже крупных торговых центров, как в Москве, так и в других городах. Почему владельцы избавляются от активов? И какое у них будущее после пандемии? Об этом — Иван Якунин и Юлия Репринцева.
Идея продавать бизнес под ключ на «Авито» не новая, даже для торговых центров. Но стоимость некоторых объектов доходит до — внимание — €1 млрд, и это принципиально новый размах. “Ъ FM” позвонил по объявлениям о продаже ТЦ. Причины у всех разные: где-то конфликт собственников, где-то объект изначально создавался для последующей продажи, просто сроки совпали с пандемией. Но последствия кризиса никто не признает. Так, например, и владелец одного из крупных ТЦ в Иваново уверяет, что дела идут прекрасно, и даже закрытые магазины платят аренду.
— Первый этаж — это продукты и различные услуги. Второй этаж — в основном непродовольственные товары, бутики и так далее. Оба этажа заняты арендаторами, свободных мест практически у них там нет. Я с директором переговорил, он сказал, что он не снижает и не планирует снижать аренду. Сейчас долгов нет, потому что все боятся, что их выгонят. Никто из них не задерживает арендную плату.
— А у них есть вообще возможность платить, учитывая, что они не работают?
— Значит, есть — иначе бы съехали.
На прошлой неделе Госдума приняла нашумевший законопроект о расторжении арендных договоров. Малому и среднему бизнесу разрешили на определенных условиях разрывать соглашения с владельцами помещений и не платить штрафы. Это кризисная мера на случай, если не удается договориться. Владелец одного из ТЦ в Тольятти сразу пошел на уступки партнерам, смирившись с недополученной прибылью. Работать в кризис он не планировал — от актива пытаются избавиться уже давно: «Это никак не связано с кризисом, потому что мы его выставили еще до кризиса. Объект находится в продаже чуть больше года, наверное. Но сейчас, в период самоизоляции, многие собственники объектов, в том числе мы, пошли навстречу многим арендаторам в части снижения арендной платы».
Кризис и требования закрыться на карантин обострили проблемы арендодателей. Владельцы ТЦ писали письмо премьер-министру Михаилу Мишустину, рассказывали о риске банкротства. Но публично им ответил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Он сказал, что это не дорогая недвижимость, внешне она часто не шедевр, если объект перестанет приносить прибыль, его не жалко снести: «Мы ничего не потеряем». Кузнецов предложил сделать ставку на маленькие магазины.
Почему арендодатели теряют бизнес
Но ТЦ не только продают товары, они также предлагают посетителям досуг, спорит президент компании Watcom Роман Скороходов: «В Москве конкуренцию торговым центрам начинает составлять большие парки, парк культуры имени Горького, ВДНХ, “Сокольники”. Но мы же живем в таком климате, где не всегда светит солнце. Поэтому мы не видели до кризиса в разы падения посещаемости торговых центров, нет, там какие-то сотые доли. Плотность потока снижается. Не верю я, что глобально завтра все торговые центры закроются на ключ — во всем мире же работают».
Но есть и тревожные сигналы. Исследование компании GfK показало, что треть россиян будет меньше ходить в торговые центры даже после снятия карантина. Делать покупки можно и онлайн. Правда, Управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский считает, что и эта угроза не доставит арендодателям больших проблем: «Что бы ни говорили, онлайн-торговля сегодня занимает у нас 4% в общероссийском обороте ритейла. Люди все равно хотят общаться, скажем так, с товаром. Шопинг — это театр, и люди не готовы просто так отдать деньги, если они не получают полноценную процедуру: пришел, красиво, вокруг большое предложение, это все визуально понятно, можно многое потрогать руками, можно провести время».
Впрочем, такой оптимистичный прогноз не отменяет насущных проблем. Как подсчитал Forbes, в апреле доход от аренды Crocus Group, который принадлежит Аразу Агаларову, упал на 90% по сравнению с апрелем прошлого года. Такие же потери понесли владельцы «Авиапарка». Год Нисанов и Зарах Илиев, которым принадлежит в том числе ТЦ «Европейский», потеряли в доходах от аренды 65%. Апрель уже прозвали черным. Ждать лучших показателей от мая не приходится.
По данным СМИ, в Совете федерации предлагают освободить торговые центры от налога на имущество на год. Решение об этом пока не принято.