Онлайн-расписание на неделю

Выбор Weekend

«Король Лир» и «Гамлет-машина», архив «Насреддина в России» и фильмы братьев Куэй, «Большие надежды» и «Точка доступа», а также глобальный кинофестиваль всех главных кураторов мира и разговоры об искусстве и вандализме — выбрали главные культурные события онлайн с 29 мая по 4 июня


Фото: Netflix

сериал

Космические войска

Netflix с 29 мая

Шоураннер американского «Офиса» Грег Дэниелс и Стив Карелл, сыгравший в сериале одну из своих самых известных ролей, снова работают вместе. «Космические войска», где помимо Карелла одну из главных ролей играет Джон Малкович,— своего рода продолжение «Офиса». Вместо компании, занимающейся поставкой бумажной продукции,— Вооруженные силы США, все остальное — идиоты, офисные склоки и экстренные ситуации (вроде незапланированного запуска ракеты) — на месте.


Фото: Filmove Studio Barrandov

кино

Глобальный кинофестиваль: Мы едины

YouTube 29 мая — 7 июня

Беспрецедентное событие: с 29 мая по 7 июня пройдет онлайн-кинофестиваль, программу которого составляли отборщики Каннского, Венецианского, Берлинского кинофестивалей, фестивалей в Торонто, Нью-Йорке, Локарно, Сан-Себастьяне, Карловых Варах, «Сандэнса» и Tribeca. Все картины будут доступны круглосуточно и бесплатно — зрителям, впрочем, предлагается сделать пожертвования ВОЗ или любой другой организации, борющейся с последствиями эпидемии коронавируса. Всего — 23 игровых полнометражки, 57 документальных фильмов и 15 лекций, среди спикеров — Стивен Содерберг, Фрэнсис Форд Коппола и Дэвид Кроненберг.


лекция

Сжечь нельзя зачеркнуть: иконоборчество, вандализм, цензура

«Порядок слов» 29 мая, 20.00

Онлайн-лекция Михаила Майзульса, историка-медиевиста и лауреата премии «Просветитель» за книгу «Страдающее Средневековье» (в соавторстве с Сергеем Зотовым и Дильшат Харман), на вечно актуальную тему. Как на протяжении истории люди уничтожали изображения богов и правителей и почему существует так мало слов для их описания.


Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля искусств «Точка доступа»

фестиваль

Точка доступа

Сайт 29 мая — 27 июля

Питерский фестиваль вообще-то специализируется на переселении театра в нетеатральные локации — в этом году получилось вынужденно радикальное перемещение в локации виртуальные. Организаторы обещают поиски нового художественного языка и театрализацию онлайна. Программа, рассчитанная на два месяца, включает в себя Zoom-премьеру Владислава Наставшева «Черновик», цифровой перформанс «CLOUDME» Марии Пацюк и Николая Мулакова, киберспектакль Семена Александровского «Брак», онлайн-адаптацию одного из самых известных проектов группы Rimini Protokoll «Call Cutta In A Box» и многое другое. Зрителем и участником фестиваля можно стать, купив на сайте абонемент за 1000 рублей,— там же есть и полная программа.


Фото: 20th Century Fox Television

сериал

Центральный парк

Apple TV c 29 мая

Мультипликационный мюзикл о семье, живущей напротив Центрального парка. Создатели — Лорен Бушар, шоураннер «Бургеров Боба» и «Люси, дочери дьявола» и актер Джош Гад, озвучивший Олафа в «Холодном сердце». Главные герои — невротизированные взрослые, журналистка и менеджер парка, и двое их детей-эскапистов: дочь все время рисует комиксы про супергероев, сын хочет только дружбы с собакой. Получился Вуди Аллен для маленьких, и даже скандал присутствует: одну из главных героинь, чернокожую девочку, озвучила белая Кристен Белл, коллега Гада по «Холодному сердцу».


Фото: Антонина Баевер

видео

Большие надежды: тогда и сейчас

Галерея «Триумф» с 30 мая, 17.00, до 7 июня, 17.00

С конца 2013-го до конца 2014 года галерея «Триумф» и центр «МедиаАртЛаб» провели серию камерных персональных выставок молодых художников в Манеже — проект, называвшийся «Большие надежды», действительно объединил самую перспективную арт-молодежь, будущих фаворитов всевозможных биеннале и премий. Две серии кинопоказов на сайте «Триумфа» посвящены героям «Больших надежд»: в закрывающемся 29 мая разделе «Тогда» были избранные видео из манежных выставок сезона 2013–2014 годов, в открывающемся вслед за ним разделе «Сейчас» — новые работы Антонины Баевер, Дмитрия Венкова, Софьи Гавриловой, Евгения Гранильщикова, Насти Кузьминой, Романа Мокрова, Николая Онищенко и Альберта Солдатова.


Фото: Виктор Баженов, Коммерсантъ

спектакль

Король Лир

Малый драматический театр 30 мая, 19.00

МДТ понемногу открывает доступ к самым известным постановкам Льва Додина. «Король Лир», поставленный в 2006 году, в свое время получил и главную питерскую театральную премию «Золотой софит», и общероссийскую «Золотую маску» — не только благодаря выдающемуся актерскому ансамблю и мастерской, действительно «шекспировской» режиссуре, но и благодаря сценографии Давида Боровского, для которого этот «Лир» стал последней работой: премьера состоялась в середине марта, а 6 апреля Боровский ушел из жизни. Роль Лира до сих пор остается одной из лучших работ прекрасного актера Петра Семака.


Фото: Atelier Koninck, BFI, Channel Four Television

кино

Фильмы братьев Куэй

Criterion Collection

Criterion Collection на месяц выложил настоящую редкость — четыре фильма братьев Куэй, в том числе «Анаморфоз» — мультипликационную лекцию об искусстве оптических иллюзий. Братья Куэй, наследники великой польской школы кукольной анимации и соратники Яна Шванкмайера, прославились экранизациями Кафки, Шульца, Вальзера, работой в театре (за «Стулья» Ионеско они в 1998 году получили «Тони») и музыкальными клипами, среди их самых преданных поклонников — Терри Гиллиам и Питер Гринуэй, у которого они даже сыграли.


Фото: Emma Wolukau-Wanambwa

видео

Эмма Волукау-Ванамбва. Земли обетованные

e-flux до 2 июня

Вряд ли мы попадем на нынешнюю Берлинскую биеннале, но зато у нас есть шанс посмотреть одну из лучших видеоработ с предыдущей, 10-й Берлинской биеннале: фильм британской художницы Эммы Волукау-Ванамбвы «Земли обетованные» открывает новую программу Artist Cinemas платформы e-flux. «Земли обетованные» — видеопьеса об утопии и перемещенных лицах, о миграции и ксенофобии, об идеях рая на земле Кении, изложенных в романе «Фрайландия» австро-венгерского экономиста-мечтателя Теодора Герцки, и о лагерях для польских беженцев в Восточной Африке во время Второй мировой. Краткое руководство по способам применения деколониальной и феминистской оптик.


Фото: Редкие виды

фестиваль

Редкие виды

Сайт 31 мая

Благотворительный музыкальный онлайн-марафон в поддержку независимых книжных магазинов, в условиях карантина оказавшихся на грани закрытия. Организаторы — «Все свободны», «Маршак», «Порядок слов», «Пиотровский» и «Смена». Среди участников — Борис Гребенщиков, Псой Короленко, Найк Борзов, Пахом и Рената Литвинова. Ведущие — Анна Наринская, Галина Юзефович, Феликс Сандалов и Алексей Мунипов.


Фото: Lucie Jansch

спектакль

Гамлет-машина

Thalia Theater 31 мая, 19.00 (20.00 по Москве)

«Гамлет-машина» — лучшая пьеса Хайнера Мюллера, ставили ее многократно, но по-настоящему получилось только у Роберта Уилсона. Уилсон ставил «Гамлет-машину» дважды, сначала с американскими студентами, потом с труппой гамбургского театра «Талия», и оба раза чрезвычайно успешно. То, что Мюллер — казалось бы, совершенно «литературный», «словесный» автор — лучше всего получился у американского режиссера, вообще-то большая загадка. Возможно, Уилсон просто оказался тем единственным постановщиком, которому было наплевать на то, что эта пьеса предназначена для «марсианского театра», а стало быть, средствами театра земного ее практически невозможно поставить.


Фото: Анна Терешкина / Насреддин в России

аукцион

Графический архив газеты «Насреддин в России»

Страница мероприятия в Facebook 1–7 июня, с 21.00 до 23.00

Газета «Насреддин в России» — «нерегулярное сатирическое издание», которое с 2014 года выпускают активистка Ольга Житлина и художница Анна Терешкина. Посвященная самым разнообразным проблемам, с какими сталкиваются мигранты, от юридического бесправия до языкового насилия в СМИ, газета стремилась выстраивать горизонтальные отношения со своей аудиторией и к четвертому номеру наконец превратилась из русско-английской в многоязычную, публикующую материалы на узбекском, армянском и киргизском языках. Впрочем, изумительные рисунки Анны Терешкиной ко всем газетным текстам в переводах никогда не нуждались. Сейчас оригиналы и копии иллюстраций Анны Терешкиной к пяти номерам «Насреддина в России» выставляются на благотворительный аукцион: выручку перечислят в «ПСП-фонд» и организацию «Дети Петербурга», которые помогают мигрантам, попавшим в критическую ситуацию из-за пандемии.


Фото: Детский ВХУТЕМАС

дети

Селфисхема: планы на лето

Галерея «На Шаболовке» 1 июня, 13.00

В первый день летних каникул и Международный день защиты детей преподаватели творческой мастерской «Детский ВХУТЕМАС» Ксения Гусева и Александра Дыхне расскажут детям, как не заскучать на карантине и составить увлекательные и, главное, красивые планы на лето. Участники мастер-класса за час познакомятся с основами инфографики и создадут автопортрет при помощи линий и букв.


дети

Как смотреть кино с детьми

«Москино» 1 июня, 17.00

Круглый стол для родителей, организованный «Москино» и благотворительным фондом «Шалаш», который занимается адаптацией детей из приемных семей к учебной деятельности. В понедельник кураторы фонда Вита Хан и Соня Погосян расскажут родителям, как в условиях самоизоляции смотреть и обсуждать с детьми кино так, чтобы от этого была польза, а также ответят на вопросы.


саунд-арт

Сьюзан Филипс. Приглушенные барабаны

Philadelphia Contemporary

Некоторые учреждения и мастера культуры восприняли коронавирусный карантин не как бедствие, а как шанс проявить изобретательность и остроумие. Звезда саунд-арта Сьюзан Филипс, вдохновившись одним рассказом Эдгара По, должна была сделать звуковую инсталляцию в старинном особняке возле кладбища на западе Филадельфии, но арт-центру Philadelphia Contemporary пришлось отменить этот проект из-за эпидемии. Однако саундтреки, написанные для инсталляции, не пропали даром: теперь каждый может превратить свое собственное жилище в звучащие декорации готического романа — понадобятся четыре устройства, чтобы воспроизвести три партии для барабанов и одну вокальную, и творческое следование инструкциям, предложенным на сайте проекта. В общем, почувствуйте себя соавтором знаменитой художницы, ставшей в 2010 году первым в истории лауреатом премии Тёрнера за акустическое произведение искусства.


Фото: Susanne Faulkner Stevens via Lincoln Center

балет

Коппелия

Линкольн-центр 2 июня

Крупнейший культурный центр Нью-Йорка тоже включился в онлайн-вещание. Каждый день на официальном сайте появляются записи самых знаменитых постановок центра, раз в неделю выкладывается спектакль «по просьбам зрителей» (пожелания можно оставлять в социальных сетях Метрополитен-оперы и Нью-Йоркской городской оперы). Здесь же каждый день проходят занятия по балету, которые ведут танцовщики труппы «Нью-Йорк Сити балет». А во вторник в открытый доступ выложат запись исторического спектакля — «Коппелии» Лео Делиба, которую в 1974 году поставил Джордж Баланчин.


Фото: Matthias Horn

спектакль

Карьера Артуро Уи

Berliner Ensemble 3 июня, 18.00 (19.00 по Москве)

Для многих этот спектакль — театральное событие номер один, подводившее итоги ХХ века. Хайнер Мюллер в роли режиссера, Мартин Вуттке в роли Артуро Уи — вместе они создали именно тот образ фашистской личности и фашистского общества, который описал Бертольт Брехт: бесконечно смехотворного и при этом смертельно опасного. Триумфально объехавший весь мир «Уи» был и остается главным репертуарным успехом «Берлинер-ансамбля» на протяжении многих лет. К 25-летию его должны были сыграть еще раз вживую, но пандемия распорядилась иначе. Зато теперь запись смогут увидеть все те, кто в свое время пропустил московские гастроли этого без преувеличения великого спектакля.


Public-talk

Куда ушло искусство?

«Порядок слов» 3 июня, 20.00

Новая встреча онлайн-лектория магазина «Порядок слов» — диалог философа Михаила Ямпольского и художника Виталия Комара, половины многолетнего дуэта Комара и Меламида и одного из изобретателей соц-арта. Комар — один из тех авторов, с чьими именами связано само появление такой вещи, как «современное» (то есть прямо ориентированное на западные концептуальные практики) искусство в России, Ямпольский всегда был одним из самых тонких его аналитиков. Поэтому само название диалога отчетливо провокационно. Современное искусство всегда хоронит искусство прошлого, но теперь речь пойдет о том, существует ли до сих пор оно само.


видео

ENTER

Фонд Онассиса

Фонд Онассиса предложил художникам всего мира с пользой провести карантин, потратив 120 часов своего внезапного нетворческого отпуска на создание видео, посвященного осмыслению времени — настоящего длительного, Present Continuous. Все видео войдут в проект ENTER — этакое послание грядущим поколениям, коллективный рассказ о нынешнем уникальном моменте, сохраненный для вечности. Каждую неделю сайт ENTER пополняется новой порцией видеоэссе в формате «успей за 120 часов» — сейчас в сеть выложено уже пять подборок. Впечатляет жанровое разнообразие — здесь можно найти все что угодно, от медитативных пейзажей Стефаноса Цивопулоса до уморительного ситкома в исполнении Изабеллы Росселлини и Пола Магида.


Вся лента