Голос из бункера
Дональд Трамп призывает бунтующую страну к законности, но не знает, как действовать самому
В США не утихают демонстрации и бесчинства из-за убийства полицейскими чернокожего Джорджа Флойда: за очередную ночь протестов в стране задержаны сотни погромщиков, в штате Кентукки при разгоне беспорядков погиб мужчина. Тем временем президент США Дональд Трамп продолжает призывать сограждан к закону и порядку, в том числе из бункера, а его соратники не могут определиться со стратегией дальнейших действий.
Погром и мир
«ЗАКОН И ПОРЯДОК» — вот так, большими буквами написал у себя в Twitter президент Дональд Трамп. Это не просто распространенное словосочетание, это конкретная политическая позиция, неизменная максима почти каждой республиканской кампании. Консерваторы видят в президенте надежду на власть закона и уважение к полицейскому мундиру, а их противники — демократы — произвол и бессудное насилие.
В каком-то смысле «закон и порядок» — антитеза, ответ на лозунг «Жизни черных имеют значение», который стал восприниматься как лозунг борьбы с вседозволенностью полицейских.
Закона и порядка, однако, на улицах США в ночь на понедельник действительно не хватало — сообщения о митингах, беспорядках и погромах приходили из разных уголков страны. Полицейские Нью-Йорка рапортовали: задержаны более 200 манифестантов, пострадали семеро полицейских, несколько служебных автомобилей сожжено. Из Лос-Анджелеса на другом конце страны пришли вести о сотнях задержаний.
Дежурные службы города Санта-Моника (который по факту входит в большую агломерацию Лос-Анджелес) за ночь вынуждены были реагировать более чем на тысячу вызовов, хотя обычно за целый день их число редко превышает 200.
Более тревожные новости пришли из штата Кентукки. «Полицейские и солдаты зачищали парковку, но внезапно были обстреляны. Сотрудники полицейского департамента и бойцы национальной гвардии открыли ответный огонь, погиб один человек»,— сухо рассказал на пресс-конференции глава полиции города Луисвилл Стив Конрад.
В целом за все время с начала протестов в стране задержано более 4 тыс. человек. Более сорока городов ввели комендантский час, более половины штатов задействовали национальную гвардию для охраны порядка. Губернаторы в целом высказываются в поддержку мирных демонстраций, однако предостерегают американцев от погромов и беспорядков.
Ваш браузер не поддерживает видео
Протесты в США замечают и за рубежом: акции солидарности с мирными демонстрациями прошли в Лондоне и Берлине, запланированы соответствующие мероприятия и в ряде австралийских и новозеландских городов. Ситуацию прокомментировали и в Пекине, призвав США соблюдать права человека. «Надеемся, правительство США предпримет конкретные шаги, чтобы соблюсти свои обязательства в рамках международной конвенции по искоренению всех форм расовой дискриминации и защитить права этнических меньшинств»,— заявил представитель МИД КНР Чжао Лицзянь. Он также отверг предположения советника американского президента по национальной безопасности Роберта О'Брайена, сообщившего, что иностранные государства, в том числе Китай и Россия, вмешиваются в ситуацию в США.
Отповедь Вашингтону прозвучала и из Москвы: представитель МИД РФ Мария Захарова отреагировала на слова уже бывшего советника по национальной безопасности США Сюзан Райс, которая работала еще при Бараке Обаме. Госпожа Райс предположила, что за протестами может стоять Россия. «Снова хотите разыграть русскую карту? Очень долго вы ее разыгрывали, вернитесь уже в реальный мир. Идите к своим людям, посмотрите им в глаза и скажите, что их контролируют русские через YouTube и Facebook. А я посижу и посмотрю на "американскую исключительность" в действии»,— написала на английском языке госпожа Захарова, подписавшись «не Ваша», что можно перевести на русский как «без уважения».
Свободные радикалы
Дональд Трамп, призывая к закону и порядку, между тем написал, что США намерены признать движение «Антифа» террористической организацией. Несмотря на название, которое расшифровывается как «антифашисты», банды левых радикалов нередко обвиняли в погромах и мятежах. «Насилием и вандализмом верховодят "Антифа" и другие радикальные левые группировки, которые терроризируют мирных жителей, уничтожают рабочие места, вредят бизнесу и жгут дома»,— заявлял накануне глава Белого дома.
Сообщение Дональда Трампа было очень похоже на более раннее, где он объявил о включении в список террористических организаций иранского Корпуса стражей исламской революции. Однако с нынешним решением возникнут сложности.
Во-первых, «Антифа» не имеет четкой иерархии, то есть не является организацией в привычном смысле слова. Во-вторых, Госдепартамент уполномочен включать в список террористических лишь иностранные, а не американские организации.
Позицию федерального правительства пояснил генеральный прокурор Уильям Барр. Он рассказал, что контртеррористические подразделения ФБР будут помогать идентифицировать подозреваемых и координировать усилия силовиков на всех уровнях. «Голоса мирного и справедливого протеста были перехвачены радикальными насильственными элементами. Группы этих сторонних радикалов и агитаторов пользуются ситуацией, чтобы преследовать свои отдельные экстремистские цели. Пришло время перестать безучастно смотреть на насилие, дать ему отпор и остановить его»,— заявил господин Барр.
Сам президент, по данным источников издания Politico, пока думает, как действовать дальше. Источники поясняют, что одна часть администрации настаивает на обращении к нации, в котором президенту стоит поддержать «закон и порядок» и полицейских. Другая часть, в том числе зять Джаред Кушнер, полагает, что такое выступление может оттолкнуть от президента афроамериканцев, на поддержку которых Дональд Трамп рассчитывает на грядущих в ноябре выборах.
Возможно, у главы государства было время обдумать правильную стратегию и тактику в президентском бункере — именно туда, как выяснил телеканал CNN, его ненадолго эвакуировали во время пятничных протестов. Беспорядки около резиденции главы государства тем временем и не думают утихать: собравшиеся там погромщики забрасывают полицейских бутылками и камнями, устраивают пожары на прилегающих улицах и грабят магазины. Полиция, зачищая улицы, отвечает слезоточивым газом, а секретная служба задерживает особо ретивых бунтовщиков, пытающихся проникнуть в Белый дом,— хоть где-то «закон и порядок» в чести.