Трамваи застоялись у причалов
Речные перевозчики просят разрешить им работать в Москве и Петербурге
Как выяснил “Ъ”, пассажирские речные перевозчики в Москве и Петербурге просят власти разрешить им начать работу — сейчас они не могут не только возить клиентов, но и готовить суда к навигации. В отраслевых ассоциациях считают, что перевозки людей на открытом воздухе сводят к минимуму риск распространения вируса. К 14 июня убытки компаний в Москве и Петербурге могут достигнуть 2 млрд руб.
Московская ассоциация судовладельцев пассажирского флота (МАСПФ) попросила мэра города Сергея Собянина разрешить с 15 июня перевозку пассажиров внутренним водным транспортом в пределах столицы. Обращение было направлено главой ассоциации Кириллом Евдокимовым 28 мая (копия письма есть у “Ъ”). В нем отмечается, что пассажирские речные суда имеют открытую верхнюю палубу, позволяющую перевозить пассажиров на открытом воздухе, что в совокупности со своевременной обработкой дезинфицирующими средствами и минимальным контактом пассажиров с экипажем сводит риск распространения вирусов на речных судах к минимуму. В пресс-службе мэрии на запрос “Ъ” не ответили.
Другой проблемой является то, что по указу мэра Москвы от 10 апреля судоходные компании не могут не только перевозить пассажиров, но и вообще функционировать. Между тем компаниям нужно готовить флот к эксплуатации.
Как пояснил “Ъ” Кирилл Евдокимов, готовясь к открытию навигации, компании уже вызвали экипажи, которые сейчас находятся на судах,— каждую неделю-две их необходимо менять, при этом большинство людей — из других городов, и оформить пропуска невозможно, так как предприятия находятся в списке тех, чья деятельность приостановлена. При этом Росморречфлот и служба капитана бассейна издали распоряжение, исправляющее эту неточность и запрещающее движение судов именно с пассажирами, говорит Кирилл Евдокимов. Но необходимо заранее понимать, когда судоходные компании смогут перевозить пассажиров. «Пока мы рассчитываем на выход 15 июня, но угадать очень сложно, нет никакой логики в действиях московских властей»,— отмечает глава МАСПФ. Часть флота — это плавучие рестораны, и режим их работы вообще неясен, рассуждает господин Евдокимов,— возможно, им разрешат ходить только как экскурсионно-прогулочным судам без предоставления питания.
Общие потери судоходных пассажирских компаний в Москве на 14 июня составят около 840 млн руб., заключает господин Евдокимов.
Как рассказал “Ъ” президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга (АВПС) Владимир Родионов, петербургские судоходные компании столкнулись с аналогичными проблемами. Изначально ограничения вводились до 31 мая, и на заседании рабочей группы оперативного штаба по транспорту в Петербурге в конце месяца все участники поддержали предложение об их снятии с 1 июня, говорит господин Родионов. Однако по решению губернатора пассажирскую навигацию не открыли, добавляет он. Исходя из данных прошлых лет, к 14 июня убытки перевозчиков в Петербурге могут составить 0,8–1 млрд руб., говорит Владимир Родионов. За прошлый год было перевезено порядка 3,5 млн человек, 30% пассажиропотока — это иностранцы, которых в этом году точно не будет. Остается рассчитывать на местных жителей, москвичей и туристов из регионов, рассуждает он. Кроме того, компании рассчитывают, что им не придется обязательно рассаживать пассажиров в шахматном порядке, потому что возить людей на «Метеорах» с загрузкой в 50% — это прямые убытки, отмечает президент АВПС.
Председатель союза пассажиров Кирилл Янков напоминает, что в некоторых регионах на безальтернативных маршрутах, где водные пути являются единственной возможностью добраться до пункта назначения, компании по-прежнему работают. Господин Янков считает совершенно нормальным и безопасным для пассажиров открытие прогулочных линий. Возможно, компаниям придется рассаживать людей на открытой палубе, сохраняя между ними дистанцию, работать с неполной вместимостью, что грозит увеличением стоимости билета, рассуждает он, но, учитывая, что люди устали сидеть дома, спрос на прогулочно-экскурсионные поездки по воде все равно будет.