Парта — наш рулевой
Кто и как пытается удовлетворить возросший спрос на онлайн-обучение школьников
В период пандемии частные сервисы в сфере онлайн-образования получили миллионы новых пользователей, но почти не добились роста выручки. Главным итогом карантина для них, скорее, стало повышенное внимание инвесторов, надеющихся с выгодой выйти из проектов, когда рынок достигнет стадии консолидации. Но даже с дополнительными деньгами скорость развития онлайн-платформ во многом зависит от позиции государства. Оно же пока не стремится допускать бизнес в базовое образование, предпочитая сохранять монополию «Просвещения».
В общенациональном плане восстановления экономики, который 2 июня принял президент Владимир Путин, среди множества отраслей нашлось место и для онлайн-образования: на развитие проекта «Цифровая образовательная среда» в 2020 и 2021 годах выделено по дополнительному 1 млрд руб.
Проект стартовал в прошлом году и предполагает создание «сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тыс. детей» при бюджете 79,8 млрд руб. до 2024 года. С учетом надбавки в этом и следующем году на проект потратят по 15,8 млрд руб.
На фоне сумм, направленных на оживление других отраслей, поддержка цифрового образования выглядит скромно. «Все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит или вытеснит очное, что будут закрыты традиционные школы и университеты, рассматриваю как откровенную провокацию»,— пояснял в мае Владимир Путин.
Большая перемена
К дистанционному формату российские школы действительно оказались не готовы. Коронавирус застал систему образования в конце учебного года. С 23 марта по 12 апреля в школах были каникулы, после которых Минпросвещения приняло беспрецедентное решение — продолжить обучение в дистанционном формате. Так начался вынужденный эксперимент с участием 16,5 млн школьников и более 1 млн учителей в 40 тыс. школ.
Большинство частных образовательных онлайн-сервисов в этот период открыли бесплатный доступ к части контента или всей платформе целиком. Минпросвещения заявляло, что ведет диалог с совладельцами сервисов, но собеседники в компаниях утверждают, что инициаторами были они сами. На сервисы обрушился поток новой аудитории школьников — по оценке Российской венчурной компании, 85% посещений образовательных ресурсов за время карантина пришлось именно на них.
Платформы InternetUrok.ru, «Дневник.ру» и Maximum Education и другие говорят о взрывном росте аудитории. У «Учи.ру», по данным компании, она увеличилась вдвое, у компании «Мобильное электронное образование» (МЭО) — в десять раз, рассказал ее гендиректор Александр Кондаков. Аудитория проекта «01Математика» выросла в 20 раз, присоединилось более 400 школ, доволен основатель ресурса Алексей Зайцев.
Даже сервисы, которые ориентировались на взрослую аудиторию, тоже стали привлекать школьников. Так, Skyeng вложил 45 млн руб. в разработку интерактивной рабочей тетради, контент для которой бесплатно предоставило издательство «Просвещение», сейчас в сервисе зарегистрировано 3 млн школьников и 80 тыс. учителей, рассказал управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский.
На медные деньги
Почти все платформы увеличили расходы на расширение мощностей, оплату дата-центров и облачных сервисов. Но на сопоставимый рост выручки большинство не рассчитывает, так как новая аудитория пользовалась в основном бесплатными продуктами.
До пандемии в Maximum Education планировали годовой рост на 50% и «не видят причин корректировать эти ожидания», говорит основатель платформы Михаил Мягков. Выручка «Дневник.ру», по словам его представителя, растет в пределах значений, заложенных бизнес-планом. «Если часть новой аудитории останется в перспективе, мы будем думать, как ее возможно монетизировать. Не сильно верю, что это можно будет сделать за счет родителей, учитывая ситуацию в экономике»,— скептичен Александр Ларьяновский.
Обнадеживающим итогом самоизоляции сервисы считают в первую очередь рост интереса инвесторов. Последним в принципе есть на что надеяться: по оценке Leta Capital, весь рынок дополнительного школьного образования в России может составить 60 млрд руб. в 2021 году, а его потенциальная емкость составляет $2,2 млрд (около 151 млрд руб.).
Бороться за эти деньги, скорее всего, предстоит с крупными игроками. «Амбиции есть у Mail.ru Group, "Яндекса" и "Севергрупп". На горизонте двух-четырех лет стоит ждать игрока, сопоставимого по капитализации с Avito ($3,85 млрд по оценке акционера компании Naspers в январе 2019 года.— “Ъ”)»,— отмечает управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава. Сами по себе сервисы для базового образования «тяжело зарабатывают», но объединение их на одной площадке крупного холдинга открывает широкие возможности, полагает инвестор. Например, поясняет он, площадка сможет привлекать аудиторию, предоставляя возможности для базового образования, но зарабатывать будет за счет дополнительного.
В России консолидация рынка дополнительного и базового школьного образования еще не началась, а значит, все, кто инвестирует в это направление, имеют шансы заработать на выходе, считает основатель A.Partners Алексей Соловьев. При этом современный венчурный рынок в России устроен так, что «чем более ты ранний инвестор, тем больше шансов на выход». В несколько раз перспективность выхода и заработка возрастет, добавляет он, если какому-то из проектов удастся выйти за рубеж, где число потенциальных инвесторов исчисляется десятками, если не сотнями.
Уроки иностранного
Между тем зарубежный опыт в области онлайн-образования хотя и богаче российского, но пока неоднозначен. Edtech наиболее распространен в школах США, Китая и Индии. В США интернет-сервисы для школьников развивают уже 20 лет, и по всей стране сотни тысяч детей посещают онлайн-школы. Их сторонники говорят о возможности изучать материал практически везде, что становится преимуществом для семей из сельской местности.
Но есть и противники онлайн-обучения, которые ссылаются на исследования, доказывающие его недостаточную эффективность по сравнению с очным форматом. Например, The Mercury News в 2016 году провела серию расследований о том, как работают онлайн-школы, в частности, изучались результаты виртуальной средней школы, управляемой коммерческой компанией K12 Inc. Издание утверждало, что результаты учеников школы ниже средних по штату и большинство из них не поступает в государственные университеты. В другом исследовании результатов 1,7 млн учащихся в штате Огайо выяснилось, что в онлайн-школах дети не могут учиться с той же скоростью, что и в традиционных.
Во многих странах цифровизация обучения в школах действительно более распространена, чем в России, но чаще всего такие сервисы используются для организации смешанного обучения, поясняет партнер по образовательным проектам Genome Ventures Анна Шайхутдинова. И как раз использование отдельных онлайн-элементов в классах в западных странах доказало свою эффективность в отличие от полного перехода на онлайн, убежден Александр Ларьяновский. «Запоминаемость материала с привлечением новых технологий или онлайн-сервисов возрастает на 25–30% только за счет того, что эта среда как транспорт контента для современных детей уже более близка, чем лекция учителя у доски»,— утверждает гендиректор Edtech-акселератора Ed2 Наталья Царевская-Дякина.
Плоды «Просвещения»
Главный вопрос для российских онлайн-сервисов — готово ли государство пускать их в образовательный процесс. «В США частные компании посылают космические корабли в космос, в России можно попробовать доверить бизнесу хотя бы образование частично перевести на частные рельсы»,— говорит Максим Спиридонов, рассчитывая, что определенность в этом появится в ближайшие два-три месяца.
Оптимисты надеются, что государство готово к совместной работе. После пандемии могут быть упрощены или пересмотрены требования для лицензирования онлайн-школ, чтобы те стали «равноправными участниками процесса», полагает Павел Арсеньев. В «Учи.ру» надеются, что онлайн-форматы будут использоваться для связи с детьми на домашнем обучении или на больничном, во время карантинов в классах.
Но частным сервисам будет сложно и невыгодно конкурировать с государственными платформами и разработками госкомпаний, которые и раньше поставляли продукты для школ,— им не нужно показывать высокий коэффициент окупаемости, предупреждает Анна Шайхутдинова. «Ситуация, скорее, не изменится. Государство явно не готово отдавать в цепкие жадные руки бизнеса умы подрастающего поколения, речь идет даже не столько об образовании, сколько о воспитании»,— соглашается Александр Ларьяновский.
Часть собеседников считают проблемой и монополизацию рынка учебников ИД «Просвещение». В инициативах Минпросвещения по «Цифровой образовательной среде» были только материалы «Просвещения», никакие сценарии развития сервисов не поддержали, подчеркивает один из участников рынка.
«Никогда, ни в одной стране регулятор не допустит в школы неверифицированный контент. "Просвещение" всего лишь выполняет все требования и решает задачи, которые ставит министерство перед содержанием школьного образования,— заверяют в ИД.— У нас есть неоспоримое преимущество — 90-летний опыт. Если найдется сервис, который пройдет тот же путь, он поймет, что дело не в монополизации, а в качестве производимого продукта».