Падение продаж автомобилей замедлилось
Реальная ситуация со спросом будет ясна только в июне
Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в мае сократился вдвое, до 63 тыс. штук. Это уже лучше результата первого месяца ограничений в условиях пандемии, который в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) назвали «черным апрелем». Но и в мае дилерские сети все еще не могли работать нормально. Поэтому в АЕБ ожидают некоторого, хотя и не масштабного улучшения ситуации в июне.
Продажи легковых автомобилей и LCV в России в мае упали на 51,8%, до 63 тыс. машин, сообщила АЕБ. По итогам пяти месяцев реализация снизилась на 25,7%, до 478,1 тыс. машин.
Глава комитета автопроизводителей ассоциации Томас Штерцель отмечает, что в мае автосалоны Москвы, Санкт-Петербурга и большинства региональных дилеров были все еще закрыты, хотя результаты продаж оказались лучше, чем в первый месяц жестких ограничений: в апреле реализация автомобилей упала на 72,4%.
В мае уже смогли возобновить работу технические центры, пояснил господин Штерцель, и, соответственно, поток клиентов начал понемногу расти.
Кроме того, у майских итогов была низкая база: год назад в этом месяце авторынок показал худшую за предыдущие два года динамику, упав на 7%. Традиционно в мае на продажи влияют длинные праздники, но в 2019 году на результате уже сказалось общее снижение спроса.
В АЕБ рассчитывают, что в июне на фоне начавшегося ослабления ограничений на большей части территории страны ситуация слегка улучшится. С 1 июня, в частности, разрешена работа дилеров на крупнейшем рынке — в Москве.
Кроме того, способствовать постепенному восстановлению рынка во втором полугодии будет «реализация первого пакета мер господдержки», полагает Томас Штерцель. Государство предложило для поддержки спроса, в частности, расширенную на автомобили стоимостью до 1,5 млн руб. (ранее — 1 млн руб.) и новые категории населения программу льготного автокредитования с бюджетом в 17,5 млрд руб., а также лизинговые инструменты: «доступная аренда», представляющая собой оперлизинг с бюджетом в 2,5 млрд руб., и традиционная программа льготного лизинга в коммерческом сегменте с бюджетом в 8 млрд руб. Традиционно отечественные игроки также получили доступ к госзаказу. “Ъ” подробно сообщал о мерах господдержки и ситуации на рынке на фоне коронавируса 21 мая.
АЕБ в начале 2020 года исходно ожидала падения рынка на 2,1%, до 1,72 млн штук, по итогам года, но прогноз еще не пересматривался на фоне кризиса из-за коронавируса.
Сейчас в отрасли ожидают спада продаж по году на 20–50%.
У разных марок ситуация развивается по-разному. В мае, как и месяцем ранее, на 99% и 100% соответственно упали продажи Chevrolet (до 16 машин) и легкового Ford, который в апреле 2019 года объявил об уходе из РФ (4 машины). Хуже рынка среди топ-10 наиболее популярных марок оказались Kia и Skoda, показав снижение реализации на 59%, до 8 тыс. штук и 2,9 тыс. штук соответственно, а также Hyundai (падение на 57%, до 6,5 тыс. машин) и Volkswagen (на 58%, до 3,6 тыс. машин).
Продажи крупнейшего на рынке АвтоВАЗа в мае упали на 46%, до 15,6 тыс. машин. На том же уровне сократился и Nissan — до 2,2 тыс. проданных автомобилей. Реализация машин Toyota упала на 43%, до 4,8 тыс. штук, Renault — на 47%, до 5,6 тыс. машин. Продажи ГАЗа упали на 37%, до 2,7 тыс. штук, УАЗа — на 45%, почти до 1,4 штук.
В то же время китайские бренды в мае, наоборот, смогли нарастить реализацию. Так, продажи локализованного в Туле Haval выросли на 5%, до 747 машин, Changan — на 124%, до 231 автомобиля, Faw — на 19%, до 83 машин. В плюсе оказался и итальянский Fiat, реализация которого выросла на 1%, до 88 машин.