Коронавирусная дипломатия
Россия предложила странам Азии объединить усилия врачей и добровольцев
Москва будет сохранять нейтралитет в обострившихся в последние дни конфликтах между КНДР и Республикой Корея, а также между Индией и Китаем. Это дал понять в среду глава МИД РФ Сергей Лавров. Зато к развитию мирного сотрудничества со странами Азии Москва всегда готова. Учитывая нынешнюю ситуацию, речь идет в первую очередь о совместной борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. В ходе видеоконференции с коллегами из стран—членов Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Сергей Лавров анонсировал активизацию механизма взаимодействия военных медиков, а также предложил наладить контакты между волонтерскими группами. По его мнению, это может стать инструментом «народной дипломатии».
Министры иностранных дел России и десяти стран АСЕАН (Вьетнам, Таиланд, Лаос, Мьянма, Камбоджа, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Бруней) в среду договорились усилить сотрудничество в борьбе с инфекционными заболеваниями. Как говорится в заявлении по итогам онлайн-встречи, стороны намерены «сотрудничать, чтобы обеспечить своевременный и справедливый доступ к приемлемым по цене, безопасным и качественным вакцинам, а также новым препаратам, разработанным для борьбы с COVID-19 и другими пандемиями». Еще одна задача — «приумножить усилия, чтобы предотвратить и снизить стигматизацию и дискриминацию граждан стран, переживающих вспышки инфекционных заболеваний».
Выступление Сергея Лаврова перед журналистами после беседы с министрами тоже в значительной мере было посвящено здравоохранению. Вернее, тому, как Россия помогает этим государствам «десятки» справиться с коронавирусом.
Как оказалось, кое-что страны даже предприняли заранее, как будто предвидя глобальную катастрофу 2020 года.
«Несколько лет назад, еще задолго до того, как нынешняя коронавирусная инфекция распространилась, по инициативе российской стороны в ходе встречи министров обороны стран АСЕАН и стран—партнеров организации был создан механизм взаимодействия военных медиков,— напомнил Сергей Лавров.— И сегодня мы условились с нашими коллегами о том, чтобы активизировать работу этого механизма».
Крайне актуальным стало и решение, касающееся совместной программы России и АСЕАН по подготовке гражданских врачей. «В этой сфере есть инициатива Роспотребнадзора, которая была активно поддержана всеми нашими партнерами,— начать трехгодичный цикл образовательных программ для специалистов "десятки" по проблемам борьбы с инфекционными заболеваниями. Первые курсы состоялись в 2019 году, в декабре»,— сказал российский министр.
Сама пандемия, как отметил господин Лавров, привела к развитию добровольческого движения, участники которого помогают уязвимым слоям населения. И это стало еще одной темой общения министров. «Мы подумали, что надо помочь добровольцам России и стран АСЕАН установить связи и контакты, чтобы ребята могли общаться и обмениваться опытом,— сказал глава МИД РФ.— Может быть, из этого вырастет очередное движение в рамках народной дипломатии».
Что же касается более широких тем, то глава российской дипломатии заверил: Москва будет поддерживать «асеаноцентричные» объединения в регионе, «прежде всего механизм Восточноазиатских саммитов». На следующем таком саммите, который пройдет в ноябре в Ханое, лидеры стран региона по инициативе России и Индонезии должны принять заявление «О мерах повышения регионального потенциала реагирования на эпидемии». Другие инициативы, обнародованные на встрече, касались взаимодействия в финансовой сфере и либерализации торговли, в том числе со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Напомним, что два государства АСЕАН, Вьетнам и Сингапур, уже подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС.
Когда речь зашла о борьбе с коронавирусом на глобальном уровне, то особых успехов российскому министру отметить не удалось.
Например, постоянные члены Совбеза ООН (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция) так и не смогли провести видеоконференцию на эту тему. По словам Сергея Лаврова, причиной стали разногласия относительно проекта итогового заявления, касающиеся роли Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Россию итоговое заявление полностью устраивало, а защите ВОЗ Сергей Лавров уделил особое внимание. «Обвинения в адрес организации в предвзятости, в попытке скрывать какие-то факты, обвинения в том, что не были приняты своевременно те или иные меры,— мы этим обвинениям не видим фактических оснований»,— заявил он. И добавил: «В начале пандемии в ВОЗ был создан специальный пост координатора, отвечающего за эту работу. На этот пост была назначена гражданка США, и если вы посмотрите на национальный состав секретариата ВОЗ, то из 2,3 тыс. сотрудников треть, около 700 человек, составляют страны Запада, прежде всего натовские, и из них еще одну треть, более 150 человек, составляют американские граждане». Таким образом, как считает Сергей Лавров, если кто-то и виноват в некоторых недочетах в работе организации, то это сами государства-члены или конкретные сотрудники секретариата.
Журналисты, участвовавшие в пресс-конференции, интересовались проблемами не только АСЕАН, но и всего Азиатского региона. Например, обострением ситуации на Корейском полуострове и на индо-китайской границе. Российский министр, говоря об этих конфликтах, продемонстрировал нейтралитет. Он заявил, что Москва «не будет предлагать свои услуги» Сеулу и Пхеньяну. При этом министр призвал «корейские стороны к сдержанности, к проявлению максимальной ответственности за происходящее на полуострове, за поддержание там спокойной и стабильной ситуации». К сдержанности он призвал также Индию и Китай. «В ближайшие несколько дней запланирована видеоконференция министров иностранных дел России, Индии и Китая, так называемый формат РИК»,— напомнил Сергей Лавров. После чего оговорился: «Повестка дня РИК не предполагает обсуждения вопросов, которые касаются двусторонних отношений той или иной страны с другой участницей этого формата».
Заведующий Центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков назвал обнародованную Сергеем Лавровым позицию «понятной и логичной»: «У нас нет реальных рычагов для того, чтобы как-то прекратить или перевести в другие рамки конфликт между Северной и Южной Кореей. А если мы вспомним 1960-е годы, то тогда поддержка Индии стала одним из факторов, резко осложнивших отношения между СССР и Китаем». Зато в АСЕАН, по мнению господина Мосякова, у России большое пространство для взаимодействия. «В рамках поворота российской внешней политики на восток АСЕАН стала для Москвы опорой в регионе, наиболее понятной и разделяющей многие подходы организацией,— пояснил эксперт.— Члены ассоциации, как и Россия, выступают против вмешательства в локальные конфликты извне. И в частности, видят Юго-Восточную Азию пространством для мирного сотрудничества всех стран региона в противовес американскому проекту по созданию антикитайского военного блока».