Золото не для заявителей
Евгений Зайнуллин о последствиях аукциона по Понийскому золотомедному участку
Завершился один из самых интересных и интригующих аукционов в сфере золотодобычи. Структура Русской медной компании (РМК) «Амур минералс» выиграла борьбу за достаточно крупный Понийский золотомедный участок с суммарными ресурсами свыше 99 тонн золота и 714 тыс. тонн меди в Хабаровском крае, обойдя «Полюс» Саида Керимова. Кроме них на победу претендовали Kinross Gold, GV Gold, Nordgold и УГМК.
Основная борьба развернулась между «Полюсом», РМК и GV Gold. За 145 шагов на торгах цена выросла в 60 раз — со 140 млн до 8,5 млрд руб. Для сравнения: за крупнейшее в мире по запасам месторождение Сухой Лог «Полюс» в начале 2017 года заплатил 9,4 млрд руб. Возникает вопрос, почему не сравнимое с легендарным Сухим Логом месторождение в результате стоит так много.
Причину, по которой к победе стремилась РМК, собеседники “Ъ” объясняют ее намерением создать индустриальный кластер на Дальнем Востоке.
Понийский участок нужен компании для загрузки ГОКа на 56 млн тонн руды в год на Малмыжском месторождении, который должен быть построен к 2023 году.
«Полюс» в прошлом году получил лицензию на соседний Северо-Понийский участок. Но компания, как показали итоги, не была готова биться насмерть за актив в относительно новом для нее регионе.
Собеседники “Ъ” в отрасли обращают внимание не только на саму заоблачную цену, но и на тот факт, что она была достигнута в результате аукциона. Ранее “Ъ” писал, что конкуренция «Полюса» и РМК вылилась в то, что Роснедра несколько раз без видимых причин поменяли процедуру реализации участка: сначала планировался аукцион, затем агентство выступило за заявительный принцип (когда, проще говоря, кто первый подал заявку, тот и объявляется победителем). И почти на каждом этапе фаворитом был «Полюс». В итоге курирующая недропользование вице-премьер Виктория Абрамченко настояла на проведении аукциона, который в большей степени соответствует государственным интересам.
Собеседники “Ъ” рассказывали, что перетягивание «Полюсом» и РМК Понийского участка вызвало «в верхах» резкую реакцию.
Вылилась она в то, что сейчас обсуждается возможность ограничения применения заявительного принципа доступа недропользователей к интересным им месторождениям, если геологоразведка, как в случае с Понийским участком, финансировалась за счет бюджета.
В этой связи аукцион, возможно, окажется прецедентным. Ведь в плане бюджетных поступлений его результаты оказались чрезвычайно воодушевляющими, что может дать новый аргумент в пользу сужения практики применения заявительного принципа.