Маклауд возвращается

Бывшему лидеру группировки киллеров присудили УДО после 16 лет заключения

Тосненский городской суд Ленинградской области удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении (УДО) Олега Маковоза (Маклауд), в прошлом одного из лидеров «братской» преступной группировки, специализировавшейся в том числе и на заказных убийствах. Среди наиболее громких преступлений ОПГ — покушение в 2001 году на депутата Госдумы Башира Кодзоева, в результате которого парламентарий получил тяжелые ранения, а его охранник-милиционер скончался, и убийство в 2003 году генерального директора компании «Татинвестнефтегазстрой» (ТИНГС) Рустама Равилова. Маклауд получил 23 года колонии, в 2019 году он уже пытался выйти на свободу по УДО, но получил отказ. Впрочем, и нынешнее решение суда еще не окончательное: его, скорее всего, опротестует прокуратура, которая выступала против освобождения Маковоза.

Олег Макавоз (в центре)

Фото: Михаил Разуваев, Коммерсантъ

Решение Тосненского горсуда об условно-досрочном освобождении Олега Маковоза было принято с учетом данных о личности осужденного, в том числе положительных характеристик, благодарственных писем и поощрений с места отбывания наказания. Суд принял к сведению и мнение администрации исправительного учреждения — ФКУ «Исправительная колония №4» в Форносово, которая против удовлетворения ходатайства не возражала.

Под стражей Олег Маковоз находится с марта 2004 года.

В июне 2009 года Санкт-Петербургский городской суд на основании обвинительного вердикта присяжных приговорил Маклауда путем частичного сложения наказаний по различным уголовным делам к 23 годам колонии строгого режима.

В последнем уголовном деле одного из активных участников так называемой братской ОПГ речь шла об убийстве генерального директора компании «Татинвестнефтегазстрой» Рустама Равилова (Маршал). Вместе с Маковозом виновными в преступлении были признаны несколько участников группировки. Следствие пришло к выводу, что Олег Маковоз решил устранить Рустама Равилова для того, чтобы повысить свой авторитет — именно поручения руководителя ТИНГС, по данным сыщиков, до этого выполняли члены ОПГ Маковоза.

Обвинительный вердикт присяжные вынесли со второй попытки. Олег Маковоз был признан заказчиком преступления, его телохранитель Денис Долгушин — посредником, а бывший снайпер внутренних войск МВД РФ, принимавший участие в боевых действиях в Чечне Юрий Суднев — исполнителем. Также виновными были признаны охранники убитого Валерий Некрасов и Равиль Сунгатуллин, роль которых, по версии следствия, заключалась в невмешательстве в убийство и передаче информации о своем шефе. Убийство Рустама Равилова было совершено в июле 2003 года.

А самым громким преступлением, к которому была причастна группировка Маклауда, было совершенное в 2001 году в Москве покушение на депутата Государственной думы Башира Кодзоева. Киллеры обстреляли парламентария, когда тот вышел из офиса юридической консультации и садился в свой автомобиль. Депутат был тяжело ранен, а охранявший его милиционер Юрий Сазонов — убит. Заказчиком убийства, как было установлено следствием, был Денис Долгушин, организатором — Олег Маковоз. За исполнение этого преступления группировке было обещано $50 тыс. В декабре 2007 года Денис Долгушин был осужден на 10 лет лишения свободы, непосредственные исполнители преступления Александр Авдеев и Николай Середин — приговорены к 21 и 13 годам заключения соответственно, а Олег Маковоз — к 19 годам лишения свободы.

Кроме того, глава ОПГ был признан виновным в вымогательстве и похищении человека. В августе 2006 года петербургский городской суд приговорил Олега Маковоза к десяти годам колонии за организацию похищения учредителя Корниловского фарфорового завода Гейдара Иманова и вымогательстве у него акций.

Своей вины ни в одном из инкриминированных ему эпизодов Олег Маковоз не признал, при этом его дела рассматривались с участием суда присяжных.

Первое ходатайство об условно-досрочном освобождении Олег Маковоз подавал в сентябре 2019 года, однако ему было отказано. Впрочем, решение о его выходе на свободу по уже удовлетворенному ходатайству пока не вступило в законную силу: учитывая то обстоятельство, что в суде прокуратура возражала против УДО, оно, скорее всего, будет опротестовано.

Марина Царева, Санкт-Петербург

Вся лента