Евгений Юрченко ответил на письмо отставкой
В российской легкой атлетике опять сменился руководитель
Непрекращающийся кризис в отечественной легкой атлетике вылился в очередную отставку президента курирующей проблемный вид спорта федерации. Евгений Юрченко продержался на этом посту всего четыре с половиной месяца. Его уход, кажется, соответствует пожеланиям сильнейших российских легкоатлетов, оказавшихся из-за санкций головной международной структуры — World Athletics — под угрозой полного отстранения от выступлений на топовых турнирах: они считают, что господин Юрченко не справился со взятыми на себя на выборах обязательствами.
Всероссийская федерация легкой атлетики распространила в понедельник заявление ее президента Евгения Юрченко. Господин Юрченко объявил о том, что покидает свой пост, «тем самым запуская процесс перевыборов руководства ВФЛА». По уставу ВФЛА исполняющим обязанности президента до выборов должен быть первый вице-президент — им является Алексей Плотников. «Я хотел бы поблагодарить всех неравнодушных к судьбе российской легкой атлетики специалистов, с которыми мне довелось работать в этот недолгий, но очень сложный период. Особо хотел бы отметить работу членов президиума и комиссии спортсменов федерации, которым пришлось столкнуться с очень серьезными трудностями затянувшегося кризиса»,— добавил Евгений Юрченко.
Кризис, о котором говорит господин Юрченко,— это история, тянущаяся в отечественной легкой атлетике с 2015 года. На протяжении всей второй половины завершающегося десятилетия из-за нарушений допингового и коррупционного характера ВФЛА находится в статусе федерации, лишенной признания. В связи с этим российские легкоатлеты были вынуждены выступать на международных соревнованиях в нейтральном статусе. Однако в начале этого года ситуация для них еще ухудшилась. Вердикт World Athletics, обнаружившей фальсификации в допинговом деле прыгуна в высоту Данила Лысенко, предусматривал возможность полного исключения ВФЛА, а следовательно, и полного запрета для российских легкоатлетов на участие в международных состязаниях в случае невыполнения протокола восстановления.
Собственно, появление Евгения Юрченко в федерации вместо покинувшего президентскую должность еще в прошлом году Дмитрия Шляхтина, которого в международной структуре считали причастным к инцидентам, было фактически частью этого протокола. Господин Юрченко, бывший вице-губернатор Воронежской области и генеральный директор холдинга «Связьинвест», полностью удовлетворял требованию World Athletics, заключавшемуся в том, чтобы ВФЛА возглавил тот, кого нельзя заподозрить в связях с дискредитированными функционерами. А в числе обещаний, данных им перед февральскими выборами, естественно, значилось налаживание отношений с головной организацией.
Между тем отношения только обострились, а в бесконечном кризисе настал момент очередного пика. Пунктом протокола восстановления ВФЛА была и выплата штрафа в размере $5 млн, выписанного ей World Athletics, до 1 июля. В срок федерация, ссылавшаяся на сложное экономическое положение, так и не уложилась.
Окончательное решение по «российскому вопросу» будет вынесено в конце июля на заседании совета World Athletics, но тот уже дал понять, что настроен на жесткие меры.
Евгений Юрченко же в своих выступлениях выражал солидарность с руководителями Министерства спорта РФ и Олимпийского комитета России (ОКР), указывавшими на то, что запрет на участие в соревнованиях «чистых» спортсменов, какой бы ни была судьба штрафа, будет противоречить нормам Олимпийской хартии и другим базовым принципам мирового спорта.
Эти тезисы, однако, не произвели, кажется, впечатления на рискующих лишиться возможности соревноваться лучших российских легкоатлетов. Три наиболее известных из них — прыгунья в высоту Мария Ласицкене, прыгунья с шестом Анжелика Сидорова и спринтер-барьерист Сергей Шубенков — в июне обратились с открытым письмом к президенту РФ Владимиру Путину: оно содержало в том числе критику спортивного руководства. А госпожа Ласицкене, трехкратная чемпионка мира и одна из ярчайших звезд современной легкой атлетики, после его появления заявляла, что «Евгений Юрченко не выполнил обязательства перед спортсменами, которые взял на выборах», «проявив себя слабым руководителем». Более того, Мария Ласицкене признавалась, что «в сегодняшних условиях нельзя исключать любой вариант» ее «дальнейших действий, в том числе и уход из сборной», поскольку спортсменка «устала от беспредела, творящегося последние пять лет, безнаказанности и бездействия руководителей нашего спорта, не защищающих должным образом чистых атлетов».