Нефтяникам грозит недобур
Дмитрий Козлов о фонде незаконченных скважин
Идея создания фонда незаконченных скважин на 300 млрд руб., которая обсуждалась на совещании у президента РФ как мера поддержки нефтесервисного рынка, похоже, забуксовала. Фонд планировалось запустить еще в июне, но, по словам моих источников, дело так и не сдвинулось с места.
Минэнерго предлагало на кредитные средства в ближайшие два года пробурить определенное количество скважин и затем передать их нефтекомпаниям. Планировалось решить две задачи — поддержка нефтесервисной отрасли и частичное сохранение планов нефтекомпаний по бурению, объемы которого снизились после заключения сделки ОПЕК+ по ограничению добычи.
Сторонники фонда скважин утверждают, что в противном случае после выхода из сделки ОПЕК+ в апреле 2022 года Россия не сможет быстро нарастить добычу нефти.
Кроме того, у российских сервисных компаний резко упадет объем заказов, чего некоторые из них могут не пережить. В таком случае их долю рынка займут крупные иностранные игроки. Как отмечал глава Минэнерго Александр Новак, задача состоит в сохранении нефтесервисного сектора, чтобы он был дееспособен к моменту, когда добыча нефти в России возобновится в полном объеме.
Как именно будет осуществлена схема, по словам моих собеседников, окончательно не решено. По одному из вариантов, нефтяные компании могут создать специальные финансовые структуры (SPV), которые привлекут кредиты банков и выступят заказчиками бурения. Для того чтобы компаниям это было выгодно, государство частично субсидирует стоимость этих кредитов (на размер ключевой ставки ЦБ в 4,25%). Таким образом, при общем объеме программы в 300 млрд руб. речь шла о бюджетной субсидии в 13 млрд руб. в год.
После того как в мае идея была одобрена на совещании президента РФ Владимира Путина с представителями ТЭК, казалось, что ее реализация близка.
Но, как говорят мои источники, вопрос уперся в получение субсидии, которую Минфин пока не согласовал, поскольку не хочет прямо финансировать нефтяников из бюджета. Обсуждался вариант замены субсидии на льготу по налогу на прибыль, но нефтяников он не слишком устраивает. Кроме того, ставится вопрос о том, чтобы пробуренные с помощью субсидии скважины не замещали те объемы бурения, которое нефтекомпании и так провели бы в рамках своих инвестпрограмм. Наконец, никто не может гарантировать, что Россия в апреле 2022 года действительно покинет сделку ОПЕК+ и компаниям понадобятся все новые пробуренные скважины.
Теперь же шансы нефтекомпаний добиться создания фонда скважин в этом году выглядят особенно неопределенными, учитывая спор с Минфином на 200 млрд руб. о параметрах налога на дополнительный доход. А в следующем году вопрос утратит остроту: многие сервисные компании до этого момента могут и не дожить.