«Новому величию» вышел срок с тринадцатой попытки

Гособвинение потребовало наказания для фигурантов дела

Прокуратура не нашла в деле «Нового величия» следов провокатора из спецслужб и считает полностью доказанной вину семи обвиняемых. Наказание, по мнению гособвинения, должно быть условным для четверых фигурантов и реальным (от шести до семи с половиной лет) — для троих. Правозащитники «Мемориала» и «Руси сидящей» прогнозируют, что «оправдания не будет». Член СПЧ Николай Сванидзе, дважды докладывавший о «Новом величии» Владимиру Путину, заявил “Ъ”, что доказательств провокации, на котором основано дело, может не увидеть только слепой.

Руслан Костыленков (в центре), по версии обвинения, создал экстремистское сообщество, в которое вступили Вячеслав Крюков (слева) и Петр Карамзин

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Во вторник Люблинский суд Москвы возобновил разбирательство по делу о «Новом величии» — создании экстремистского сообщества. Процесс, длящийся с 2018 года, «застрял» в феврале 2020 года на стадии начала прений: их переносили 12 раз из-за болезни судьи, эпидемии коронавируса и введенного карантина в судах России. 14 июля гособвинители смогли запросить сроки семи фигурантам: четыре условных и три реальных. Руслан Костыленков, по мнению прокурора, являлся лидером сообщества «Новое величие» и выступал со всеми инициативами. Провокации со стороны спецслужб не было, уточнил он. Гособвинение посчитало квалификацию по ч. 2 ст. 282.1 УК РФ (участие в экстремистском сообществе) излишней. Все фигуранты дела теперь обвиняются только в создании экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282.1 УК).

Запрошенные прокуратурой сроки распределились следующим образом:

  • Руслану Костыленкову — семь с половиной лет лишения свободы,
  • Петру Карамзину — шесть с половиной,
  • Вячеславу Крюкову — шесть лет.

Остальным фигурантам гособвинение запросило условное наказание:

  • Анне Павликовой — четыре года,
  • Марии Дубовик — шесть,
  • а Дмитрию Полетаеву и Максиму Рощину — по шесть с половиной.

«Обвинение строится на показании одного засекреченного свидетеля — провокатора спецслужб Руслана Д., слова которого никто не может подтвердить»,— сказал защитник Петра Карамзина Александр Лупашко. С коллегой согласен адвокат Анны Павликовой Николай Фомин: «Вина не доказана». Адвокат Марии Дубовик Максим Пашков обратил внимание, что в речи прокурор даже не назвал мотив фигурантов дела.

Господин Пашков в разговоре с “Ъ” отметил, что нижний порог по ст. 282.1 УК РФ начинается со штрафов, поэтому реальное или условное лишение свободы не является безальтернативным способом наказания.

По словам Светланы Сидоркиной, представляющей интересы Руслана Костыленкова, сроки, запрошенные прокуратурой, несоразмерны со степенью общественной опасности: «Провокация привела к появлению уголовного дела, как бы это ни обосновывал прокурор».

Изначально, напомним, в деле было десять фигурантов, восемь из которых заявляли о «провокаторе спецслужб» — чаще всего он фигурирует в материалах дела как Руслан Д. Обвиняемые утверждают, что именно этот человек написал устав сообщества, арендовал помещение и спонсировал закупку оргтехники. Обвинение настаивает на самостоятельности обвиняемых.

Что нужно знать о деле «Нового величия»

Смотреть

«Дело "Нового величия" основано на провокации,— сказал во вторник “Ъ” член СПЧ Николай Сванидзе, который дважды докладывал о деле Владимиру Путину.— В материалах дела есть множество тому доказательств: прослушки, записи разговоров между внедренным человеком и сегодняшними обвиняемыми. Не увидеть их в деле может только слепой. Фигурантов нужно оправдать, однако нас приучают к тому, чтобы мы с благодарностью относились к условным срокам — в требовании прокуратуры или в решении суда. Это отвратительный, катастрофический подход к правовой системе, не имеющий с областью права ничего общего».

Судебный процесс будет возобновлен 21 июля, когда в стадии прений выступит защита. В этот день может быть вынесен и приговор, который вряд ли будет оправдательным, считает координатор фонда «Русь сидящая» Анна Клименко: «Оправдательных приговоров в России меньше 1%, и в деле "Нового величия" прогнозы могут быть только крайне пессимистичными. Прежде всего потому, что мы имеем дело с тактикой устрашения — будь то дело Сергея Фургала (губернатор Хабаровского края, обвиняется в серии заказных убийств.— “Ъ”), Ивана Сафронова (советник "Роскосмоса", экс-журналист “Ъ”, обвиняется в госизмене.— “Ъ”), Светланы Прокопьевой (журналистка "Эха Москвы в Пскове", признана виновной в оправдании терроризма.— “Ъ”), Кирилла Серебренникова (режиссер, признан виновным в хищениях.— “Ъ”) или дело "Сети" (организация признана террористической, за участие в ней осуждены семь человек.— “Ъ”). Я вижу в этом общий тренд».

Юрист правозащитного центра «Мемориал» Татьяна Глушкова также считает «невозможным» оправдание для фигурантов «Нового величия»: «Это дело о том, как из чата, где делятся своими переживаниями (обвиняемые вели переписку в том числе и с Русланом Д. в telegram.— “Ъ”) недовольные жизнью в России, сотрудники спецслужб могут сделать экстремистскую организацию. Безусловно, приговор по нему будет знаковым».

Елизавета Ламова, Мария Старикова

Вся лента