Армию Египта призвали в Ливию
Палата представителей попросила помощи в борьбе с «турецкими оккупантами»
Палата представителей Ливии официально обратилась к Египту с просьбой о военной помощи в борьбе с «турецкой оккупацией». Решение депутатов стало ответом на слова главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, который накануне потребовал отвода сил Ливийской национальной армии от Сирта и Эль-Джуфры. Ранее президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси четко обозначил, что попытка захвата этого района станет пересечением «красной линии», дающим основание для военного вмешательства Каира в ливийский конфликт.
«Турецкая оккупация представляет собой прямую угрозу для нашей страны и соседних стран, прежде всего Египта, и она не прекратится, если арабские соседи не объединят свои усилия»,— говорится в опубликованном в ночь на вторник заявлении базирующейся на востоке Ливии Палаты представителей. В документе подчеркивается, что «египетские вооруженные силы имеют право вмешаться в конфликт, чтобы обеспечить национальную безопасность Ливии и Египта, если увидят неизбежную угрозу» для двух стран. «Мы призываем братские египетские войска присоединиться к ливийской армии для противодействия оккупации и защиты безопасности страны и всего региона»,— гласит текст заявления.
Депутаты напомнили, что их орган — единственный законный представитель ливийского народа. Речь идет о том, что власти на востоке страны отказываются признавать легитимность решений Правительства национального согласия (ПНС) во главе с Файезом Сарраджем, в том числе его договоренность с Анкарой о военной поддержке. Именно помощь Турции помогла положить конец длившейся 14 месяцев осаде Триполи со стороны Ливийской национальной армии (ЛНА) под командованием фельдмаршала Хафтара. В июне «хафтаровцы» были вынуждены отступить к линии Сирт—Эль-Джуфра, которая считается воротами к «нефтяному полумесяцу» Ливии.
Депутаты Палаты представителей сослались на обещание президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси ввести войска в Ливию, если силы ПНС попытаются захватить город Сирт и район Эль-Джуфра, которые пока остаются под контролем ЛНА.
«Безопасность Ливии является частью национальной безопасности Египта. <…> Сирт и Эль-Джуфра — "красная линия", которую мы не позволим пересечь»,— заявил президент ас-Сиси 20 июня в ходе смотра египетских войск на границе с Ливией. Слова египетского лидера стали предупреждением ПНС и Анкаре. При этом ранее Каир выступил с мирной инициативой об урегулировании конфликта в Ливии, однако заседающее в Триполи ПНС отказалось от прекращения огня на египетских условиях.
Президент ас-Сиси обещал, что войска будут введены, если ливийцы обратятся с такой просьбой. Ранее такие просьбы уже поступали и от представителя ливийских племен, который присутствовал на выступлении президента Египта, и от председателя Палаты представителей Агилы Салеха. Как отметил последний в интервью “Ъ” в ходе своего визита в Москву, никаких дополнительных просьб с его стороны больше не нужно. «Египет вмешается, как только поймет, что есть угроза его безопасности»,— сказал он, напомнив, что парламент Египта уже предоставил своему президенту полномочия принять соответствующее решение. По существу заявление Палаты представителей от слов Агилы Салеха ничем не отличается, но придает им юридически оформленный статус. В арабском мире этот документ был воспринят как мольба ЛНА о помощи на фоне последних турецких заявлений.
«Нужно, чтобы Хафтар отошел от Сирта и Эль-Джуфры. Мы передали это российской стороне. Сейчас ведется военная подготовка к операции в Сирте, хотя мы пока ждем урегулирования за столом переговоров. Но если он не отойдет, то эта решимость будет показана»,— сказал накануне глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу в эфире телеканала TRT.
По словам господина Чавушоглу, сейчас обе стороны ливийского конфликта остановили боевые действия, но время работает не на ПНС, которое вместе с Анкарой сомневается в искренности Халифы Хафтара.
«Мы думаем, что он пытается выиграть время и снова готовится к наступлению (на Триполи.— “Ъ”)»,— отметил министр.
Оснований для недоверия фельдмаршалу Хафтару как у его врагов, так и у союзников есть немало. Его решения действительно абсолютно непредсказуемы. Так, только накануне ливийская Национальная нефтяная компания (NOC) объявила новый форс-мажор по поставкам нефти из-за блокады экспорта всего два дня спустя после снятия этого режима. Большинство нефтяных месторождений и портов Ливии были закрыты с января из-за блокировки нефтяных объектов силами Хафтара. Казалось, ситуация начала исправляться, однако ЛНА выпустила заявление, в котором потребовала «равное распределение нефтяных поступлений», и вновь заблокировала экспорт. Вопрос о равном распределении нефтяных доходов — одно из условий политических переговоров в Ливии. Однако, как подчеркивают основные посредники урегулирования, сначала надо договориться о прекращении огня.
В своем интервью TRT Мевлют Чавушоглу напомнил, что последние усилия по прекращению огня начались с призывов Каира и были поддержаны президентами Турции и России Реджепом Тайипом Эрдоганом и Владимиром Путиным. По его словам, Россия представила план прекращения огня в Ливии и установила время для его реализации, однако правительство Сарраджа настаивает на уходе ЛНА с линии Сирт—Эль-Джуфра.
О согласовании Россией и Турцией подходов, которые позволили бы незамедлительно объявить о прекращении огня, говорил на прошлой неделе и глава МИД РФ Сергей Лавров. Из его слов видно, что российский подход несколько отличается от турецкого. «На практике это можно реализовать исключительно одним способом: немедленно прекратить боевые действия и попытки обеих сторон продвигать свои вооруженные отряды на запад и на восток — в любом направлении»,— сказал он, с сожалением констатировав, что у ливийских собеседников России слова об отсутствии военного решения конфликта расходятся с делами. Он напомнил, что раньше ЛНА отказывалась от прекращения огня, опираясь на свои «предпочтительные позиции на земле», теперь то же самое делает ПНС. Но все же пока Москва и Анкара надеются на компромисс. Накануне ситуации в Ливии был посвящен телефонный разговор российского и турецкого президентов. На эту же тему состоялась беседа Владимира Путина и с его алжирским коллегой Абдельмаджидом Теббуном.
«Не могу сказать, когда перемирие может быть достигнуто, но, конечно, шансы есть»,— сказал в интервью «РИА Новости» временный поверенный в делах РФ в Ливии Джамшед Болтаев.
Из Египта оперативных комментариев на заявление Палаты представителей Ливии не последовало. Впрочем, в Каире считают, что самое главное давно сказано: обозначены «красные линии» и условия перемирия. Однако глава МИД Египта Самех Шукри все же прокомментировал слова своего турецкого коллеги о подготовке военной операции в Сирте, назвав их «опасным развитием ситуации». Кроме того, Египет не ограничился словами, а продемонстрировал силу, проведя на прошлой неделе на границе с Ливией масштабные военные учения под характерным названием «Решимость-2020».
В то же время официальный представитель Ливийской национальной армии Ахмед аль-Мисмари заявил, что в ближайшие часы в районе Сирта и Эль-Джуфры может начаться «большая битва».