Спасатели выбрали между огнем и водой
На Урале вертолет сняли с тушения заповедника ради полета главы МЧС над половодьем
На севере Свердловской области пятый день горит природный заповедник «Денежкин камень». Площадь пожара за это время выросла почти в пять раз — до 23 га. Тушение пожара затрудняет сложный рельеф местности и отсутствие рядом источников воды. В понедельник на помощь в тушении был направлен вертолет Ми-8 ГУ МЧС по Свердловской области. Однако во вторник вертолет отозвали по «другим делам». Как оказалось, он нужен был главе МЧС России Евгению Зиничеву для облета подтопленной территории Нижних Серег. В МЧС объяснили, что не обязаны тушить лесные пожары, если они не угрожают населенным пунктам. В заповеднике рассчитывали на обещанную помощь, его сотрудники не в силах самостоятельно даже сдержать огонь.
О том, что ГУ МЧС по Свердловской области отозвало вертолет Ми-8, который был направлен в Североуральский городской округ (Свердловская область) для тушения пожара в заповеднике «Денежкин камень», “Ъ-Урал” сообщили накануне утром представители заповедника. Накануне вертолет произвел два сброса воды на кромку пожара, но, как рассказали представители заповедника, результата это не дало. Тогда была подготовлена площадка поближе для выгрузки воды. Туда доставлены мотопомпы и рукава для раздачи воды в емкости. «Планировалось, что пока одну привезенную вертолетом в емкости воду (забиралась из реки Сосьва в 4 км от заповедника) люди разливают по ранцевым огнетушителям, вертолет совершает ходку со второй емкостью. Однако этого не произошло, вертолет МЧС отозвали по каким-то своим делам, и работы приостановились. Людям снова приходится ходить пешком за 3-4 км до реки, чтобы носить воду вручную. Люди тащат на себе воду, на это уходит около пяти часов»,— пояснили в пресс-службе «Денежкиного камня», подчеркнув, что у людей нет в достаточном количестве воды для тушения пожара.
Собеседник “Ъ” из числа тех, кто работает на пожаре, пояснил, что вертолет МЧС отбыл «на какое-то другое мероприятие». «Без помощи вертолета у пожарных остается большая проблема — верхняя кромка. К ней невозможно подойти, так как это опасно для жизни. Людям приходится гнать огонь снизу вверх, следить, чтобы он не расползался по флангам. Эффективность у такого тушения очень низкая»,— пояснил собеседник.
«Денежкин камень» является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения. Расположен в Североуральском и Ивдельском районах Свердловской области. Общая площадь заповедника около 80 тыс. га. В нем сохранились крупные участки первичной горной тайги, являющиеся резерватом для многих особо ценных, редких и эндемичных видов уральской горно-таежной флоры и фауны.
«Воды нет, ветер сильный. Локализовывать огонь мы будем очень долго. Сейчас для нас важнее хотя бы замедлить его продвижение,— рассказала директор заповедника Анна Квашнина.— Тушение пожара представляет собой разбор вручную, размельчение мха и уборка всей органики с камней, под которые они могут провалиться и вызвать новые возгорания». Площадь пожара с 19 га по данным на утро вторника выросла к вечеру до 23 га (на выходных пожар был на территории 5 га). В заповеднике уверены, что площадь будет расти и далее.
Ваш браузер не поддерживает видео
Отметим, что у МЧС в Свердловской области только один вертолет. Во вторник он использовался в Нижних Сергах, которые подтопило накануне из-за разлива двух рек. Владимир Путин отправил в регион главу МЧС Евгения Зиничева посмотреть, как ликвидируются последствия. На единственном в регионе вертолете МЧС глава ведомства вместе с губернатором Евгением Куйвашевым совершили облет территории.
В МЧС заявили, что тушение природных пожаров не относится к компетенции ведомства, если огонь не угрожает населенным пунктам, как и есть в случае с «Денежкиным камнем». Ведомство подчеркнуло, что тушением таких пожаров занимаются Рослесхоз и Минприроды.
«В предыдущие дни вертолет Ми-8 МЧС России лишь оказывал помощь в ликвидации очагов пожара в заповеднике. Сегодня вертолет был задействован для работы в зоне ЧС в Нижних Сергах, проведен авиамониторинг зоны последствий дождевого паводка для оценки масштабов ЧС и корректировки плана аварийно-восстановительных работ»,— говорится в сообщении.
В заповеднике на это ответили, что не понимают, зачем тогда спасатели пообещали им помощь.
Ваш браузер не поддерживает видео
Сейчас пожар в заповеднике тушат: 12 человек из числа сотрудников заповедника, четыре человека —15-го отряда Федеральной противопожарной службы, шесть человек —добровольных лесных пожарных, 10 волонтеров и два человека от Авиалесоохраны. «Ожидаются группировки из Йошкар-Олы. Прибытие сил Авиалесоохраны Свердловской области, а это 40 человек, по срокам пока не определен»,— сказали в заповеднике, отметив, что в последний раз пожар, с которым было трудно справиться, произошел в 2010 году, тогда сгорело 3,5 тыс. га леса. Работы на месте осложняют аномальная жара, которая установилась в последние три недели, и отсутствие дождей.
В региональном минприроды отметили, что это не самый крупный пожар на территории области, но ликвидировать его трудно из-за гористой местности, его тушение также осложняется полным отсутствием естественных источников воды. «В ближайшее время вертолет Ми-8 Уральской базы авиационной охраны лесов доставит к месту тушения — на верхнюю площадку горы — шесть емкостей с водой объемом в тонну каждая. Площадка для разгрузки уже обследована и одобрена МЧС»,— отметили в министерстве. В заповеднике об этих планах не знают.