Южная Корея не удержала роста
Экономика страны оказалась в рецессии из-за ослабления внешнего спроса
Южная Корея, одна из немногих стран, сумевших купировать распространение COVID-19 на ранней стадии и избежавших введения общенационального карантина, тем не менее столкнулась с рецессией экономики. По итогам второго квартала этого года спад составил 2,9% в годовом выражении. Виной тому стало резкое падение экспорта, от которого в значительной степени зависит южнокорейская экономика.
ВВП Южной Кореи по итогам второго квартала этого года по сравнению с первым сократился на 3,3% (с очисткой от сезонности). В годовом же выражении спад составил 2,9%, сообщил Банк Кореи. В первом квартале спад составил 1,4% и 1,3% соответственно. Как в квартальном, так и в годовом выражении это сильнейшее сокращение ВВП с 1998 года.
Снижение ВВП два квартала подряд означает вхождение экономики в техническую рецессию.
По этому показателю Южная Корея присоединилась к Японии, Таиланду и Сингапуру — все эти страны пострадали не только от внутренних ограничений при пандемии, но и от падения внешнего спроса.
Поясним, что южнокорейская экономика почти на 40% зависит от экспорта и именно в этом секторе зафиксирован сильнейший спад — на 16,6% к первому кварталу. Для сравнения: потребление в стране выросло на 1,4%, капвложения сократились всего на 2,9%, выпуск в промышленности упал на 9%, в секторе услуг — лишь на 1,1%. Южная Корея одной из первых ввела жесткие ограничения, в том числе на въезд из-за рубежа и отслеживание контактов зараженных, что позволило сохранить низкое число заболевших — всего 14 тыс. с начала пандемии.
В Минфине страны ожидают восстановления роста уже в следующем квартале — по китайскому сценарию.
Этому должно способствовать улучшение ситуации за рубежом. Ранее в правительстве страны объявили о плане поддержки экономики на $231 млрд. Тем не менее в среднем по 2020 году аналитики прогнозируют первое со времен азиатского кризиса снижение ВВП страны — на 0,4%. В МВФ ждут сокращения на 2,1%. В Capital Economics указывают, что внутреннее потребление в стране будет расти (хотя и остается угроза повторных вспышек COVID-19), но медленное восстановление внешнего спроса будет препятствовать быстрому росту экспорта.
Заметим, что Япония зафиксировала рецессию еще по итогам первого квартала, когда спад составил 3,4% год к году. Кварталом ранее ВВП этой страны сократился на 6,4% (из-за повышения налога с продаж). Тогда как Китай избежал сваливания в рецессию, несмотря на сокращение ВВП в январе—марте на 6,8% в годовом выражении. Уже во втором квартале экономика КНР, поддержанная резким увеличением госинвестиций, выросла на 3,2% (рост во втором квартале относительно первого составил 11,5%). Показатель оказался заметно лучше ожиданий, улучшение отмечалось и в торговой статистике — рост импорта КНР в годовом выражении в июне был равен 2,7% (тогда как еще в мае — минус 16,7%), поставки же из Китая год к году выросли на 0,5% в июне против падения на 3,3% в мае. Такое восстановление активности должно сказаться и на соседних странах, имеющих тесные торговые связи с Китаем.