Госбанки пересели на общественный транспорт
Сбербанк и ВТБ планируют вписаться в программу модернизации
Сбербанк и ВТБ хотят участвовать в разработке программы модернизации пассажирского транспорта городских агломераций, которую подготовили госкорпорация ВЭБ.РФ и Минтранс. Согласно проекту этой программы, ее участниками являются только ВЭБ и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). По мнению госбанков, это создает предпосылки для ограничений конкуренции на рынке лизинга общественного транспорта. Впрочем, банкиры рассчитывают получить и доступ к дешевому фондированию собственных лизинговых компаний, отмечают эксперты.
Традиционно конкурирующие Сбербанк и ВТБ объединились, чтобы добиться расширения участия лизинговых компаний в программе модернизации пассажирского транспорта городских агломераций, подготовленной Минтрансом и ВЭБ.РФ. Госбанки в совместном письме (с ним ознакомился “Ъ”, его отправку подтвердили в ВТБ, представитель правительства сообщил, что письмо поступило в аппарат и находится на проработке в профильном департаменте) обратились к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой допустить их к разработке программы. Сбербанк и ВТБ неоднократно заявляли о своем желании участвовать в проекте, о чем сообщали его разработчикам, но этого так и не произошло, жалуются в письме главы госбанков Герман Греф и Андрей Костин.
Весной 2020 года Минтранс и ВЭБ подготовили проект программы комплексной модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях. Итоговые параметры программы пока не известны. Как сообщал ранее председатель ВЭБ Игорь Шувалов, в 2020 году в ее рамках может быть приобретен парк автотранспорта на 70 млрд руб. В начале лета ВЭБ и ГТЛК начали совместное финансирование сделок в регионах (см. “Ъ” от 25 июня).
Программа новой модели финансирования общественного транспорта вызывает опасения, «так как создает предпосылки для ограничений на рынке лизинга общественного транспорта», указывают в письме господа Греф и Костин. Сейчас проект предполагает поддержку исключительно ВЭБ и ГТЛК, которые без проведения конкурсной процедуры получили статус «гарантирующего лизингодателя» и, соответственно, возможность получать из бюджетных средств взносы в уставный капитал для последующего предоставления лизинга транспортных средств по сниженным ставкам, отмечают они. Такая схема фактически «ограничивает или полностью блокирует возможность конкуренции в сегменте», считают банкиры.
Они просят главу правительства обеспечить возможность участия дочерних лизинговых компаний в дальнейшем обсуждении программы и определить прозрачные условия мер господдержки лизинговым компаниям.
Сбербанк и ВТБ уже работают в Москве и Петербурге в сегменте лизинга трамваев и троллейбусов, отмечает руководитель практики по работе с транспортной отраслью Deloitte в СНГ Денис Похазников. «Учитывая, что национальный проект поддерживается государством и, как следствие, обладает умеренным риском, он выгоден для банков. Более того, банки заинтересованы в интеграции собственных предложений с транспортными картами»,— считает он. Какую прибыль банки могут получить от участия в проекте, пока оценить сложно, но речь идет о контрактах на десятки миллиардов рублей, говорит гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. К тому же, по его словам, сегмент городского транспорта для лизинговых компаний сейчас наиболее интересный и перспективный — лизинг железнодорожного подвижного состава переживает кризис из-за серьезного профицита парка и сокращения закупок, так же как и рынок авиационного лизинга из-за пандемии коронавируса. Однако конкурировать на этом рынке с ВЭБ будет трудно из-за доступа к дешевому фондированию, поэтому даже без учета ограничений по доступу едва ли в программе смогут участвовать частные лизинговые компании, считает эксперт.
Как отметили в Минтрансе, в настоящее время проект комплексной программы модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях проходит процедуру согласования с федеральными органами исполнительной власти. При этом поступившие замечания и предложения Сбербанка и ВТБ, касающиеся в том числе определения гарантирующего лизингодателя, «будут рассмотрены при доработке проекта программы». Вместе с тем, как отметили в министерстве, ограничений «участия Сбербанка, ВТБ и других финансовых организаций в реализации программы нет». ВЭБ.РФ работает по повестке городского развития в рамках своей бизнес-модели, не предусматривающей конкуренции с коммерческими банками, при этом корпорация ориентирована на их привлечение в совместные проекты, отметил ее представитель. В ГТЛК отказались комментировать действия федеральной власти до выхода соответствующих нормативно-правовых актов. Представитель Сбербанка от комментариев отказался.