Карантинная десятина
Определены статьи бюджета, которые сократят для оплаты антикризисных трат правительства
Минфин опубликовал «Методику расчета предельных базовых бюджетных ассигнований» — базовый документ, исходя из которого в бюджете на 2021–2023 годы будут реализованы принципы анонсированной ранее ведомством бюджетной консолидации. В основном это десятипроцентное или более сокращение «гражданских» расходов с меньшим урезанием «силовых» — речь идет о цене, которую бюджетополучатели заплатят за антикризисные траты 2020–2021 годов. Впрочем, сам антикризисный план также оказался сокращен на 10%.
Опубликованная Минфином методика расчета пределов ожиданий ведомств в новом бюджетном цикле показывает полную картину бюджетных намерений правительства на ближайшую трехлетку — ранее были известны лишь отдельные цифры сокращения госпрограмм (см. “Ъ” от 3 августа). Утвержденные лимиты позволяют оценить, во что главным распорядителям бюджетных средств (ГРБС) обойдется необходимость оплаты «противоэпидемических» счетов — расходов правительства на антикризисные меры 2020–2021 годов,— несмотря на временный отказ от ограничений бюджетного правила.
Напомним, что общим заявленным Минфином принципом бюджетной консолидации на 2021–2022 годы, необходимой для возвращения к сбалансированному (до 1% дефицита в 2022 году) бюджету после масштабных антикризисных расходов двух «постковидных» лет, было сокращение основных статей госрасходов на 10% и оборонных расходов на 5%.
Буквальное исполнение этого принципа не всегда возможно, хотя в ряде случаев принцип реализован именно буквально: так, на 10% сокращен сам план восстановления экономики, отчасти ради которого и предпринимается консолидация.
Вместо 870 млрд руб. на 2021 год он будет стоить 787 млрд руб. Методика же демонстрирует пока грубые оценки реального сокращения бюджетных ассигнований на 2021–2022 годы по большинству ГРБС и госпрограмм (ГП) по состоянию бюджетных торгов на конец июля. Судя по цифрам приложений к методике, сокращения нацпроектов пока не утверждены, для бюджета они второстепенны и будут скорее оптимизироваться под него, чем наоборот.
В разрезе ГП на 2021 год две госпрограммы — финансовая (в основном это трансферты регионам) и «Национальная экономика» (за счет антикризисных расходов) увеличены в сумме почти на 0,6 трлн руб.: вместе с непрограммными новыми расходами на пенсионную систему (плюс 548 млрд руб.) и средними по размеру ГП по юстиции и по судебной власти, расходы на которые увеличены, они представляют группу выигравших в бюджетном торге — в сумме на 1,1 трлн руб. Номинально крупнейшие сокращения 2021 года — в ГП по развитию транспортной системы (на 12,9% к ранее утвержденным планам) и в ГП развития промышленности (29,6%), в последней на треть (более чем на 100 млрд руб.) сокращены расходы в 2021 и 2022 годах на подпрограмму развития транспортного и специального машиностроения. На 9,1–10% в 2021–2022 годах и на 17% в 2023 году сокращаются расходы на ГП развития здравоохранения, в схожих пределах — ГП по образованию, АПК и космическая ГП. В больших масштабах сокращаются расходы на ГП «Информационное общество» — на 12,5–12,6% в 2021–2022 годах и на 21,8% в 2023 году.
«Силовые» ГП сокращаются меньше: ГП по правоохранительной деятельности снизят лимиты федеральных расходов 2021–2022 годов на 0,4–0,6% (и планируют увеличить в 2023 году на 2,7%), ГП по чрезвычайным ситуациям потеряет 1,6–3% лимитов расходов в 2021–2022 годах. Внешнеполитическая ГП будет терять по 1,1–2,5% финансирования в год.
Непонятна ситуация с крупной атомной госпрограммой: она потеряет лишь 2,2% финансирования в 2021 году, 11% — в 2022 году и 61,4% — в 2023 году.
Схожая картина в ГП по ЖКХ, где за сокращением лимитов на 5,6% в 2021 году отрасль ждут обвал лимитов в 2022 году на 43,8% и сокращение расходов от планов в 2023 году на 10,2%. Наконец, крупные непрограммные расходы на «иные федеральные функции» органов власти сократятся в 2021 году на 1,6%, затем на 15,2% в 2022 году и затем вырастут от плана на 0,7% в 2023 году.
Очень большая часть сокращений лимитов — уже принятые решения по оптимизации госрасходов. Они включают в себя ощутимые сокращения госаппарата и пропуски индексации зарплат в госсекторе.