ЦИК начал борьбу с негативом
Ложь и оскорбления в адрес комиссии будут удаляться из ее соцсетей в течение часа
Центризбирком (ЦИК) заказал у компании «Интегрум Медиа» мониторинг социальных сетей, среди основных задач которого не только формирование положительного имиджа ЦИКа в соцсетях, но и «выявление и противодействие негативно окрашенной и заведомо ложной информации» о деятельности комиссии. Мониторинг за июль, с результатами которого ознакомился “Ъ”, показал, что о деятельности ЦИКа было 79% позитивных и нейтральных сообщений и только 21% критики. Самой обсуждаемой темой стало голосование по поправкам к Конституции: оно набрало более 23 тыс. позитивных и нейтральных сообщений и почти вдвое меньше критических.
Контракт с «Интегрум Медиа» стоимостью около 1,2 млн руб., о котором первыми сообщили «Открытые медиа», был заключен 25 мая. Он предполагает оказание до конца 2020 года услуг «по аналитическому мониторингу социальных медиа и сети Интернет и информационному взаимодействию». Одной из задач исполнителя является ежедневная проверка страниц ЦИКа в соцсетях («ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Twitter; YouTube, Instagram) на предмет наличия негативных, позитивных и нейтральных отзывов и комментариев. При выявлении спама, нецензурной лексики и оскорблений их следует удалять в течение часа с момента публикации, поставив в известность заказчика. Кроме того, компания должна предложить ЦИКу способ «информационного противодействия» негативу.
Как госорганы занимаются мониторингом информации
Напомним, что ЦИК завел аккаунты в соцсетях в 2017 году. Тогда же был объявлен первый конкурс на мониторинг соцсетей стоимостью более 2,5 млн руб. От исполнителя требовалось повышать информированность аудитории об избирательном процессе, предоставлять объективную информацию о ЦИКе и т. п. Требования борьбы с негативом в документе не было.
“Ъ” ознакомился со страницами ЦИКа в соцсетях и нашел там большое количество оскорбительных комментариев в адрес председателя ЦИКа Эллы Памфиловой, российской избирательной системы и власти.
Например, подписчики Instagram называют недавнее выступление главы ЦИКа на форуме «Территория смыслов» «махровым враньем», а введение трехдневного голосования характеризуют как «очередной обман». При этом без ответов в Instagram ЦИКа остаются даже вопросы подписчиков, имеющие исключительно информационный характер.
В сделанном для ЦИКа «ежемесячном мониторинге социальных сетей и блогосферы» (предоставлен “Ъ” источником, знакомым с ходом подготовки материалов) за основу взяты сообщения, которые транслируют в своих соцсетях крупные СМИ и Telegram-каналы. Из мониторинга за июль 2020 года следует, что о деятельности ЦИКа было 79% позитивных и нейтральных сообщений и только 21% негативных, а в целом по теме выборов это соотношение составляет 85% на 15%. При этом средний охват аудитории у негативной и позитивной публикации о работе ЦИКа за месяц примерно одинаковый: 514 и 540 человек соответственно.
Главной темой июля стало общероссийское голосование по поправкам к Конституции: о нем было более 23 тыс. позитивных и нейтральных сообщений и свыше 11 тыс.— критических. О трехдневном голосовании тоже больше позитива: более 13,5 тыс. таких сообщений против 4,5 тыс. негативных.
В пресс-службе ЦИКа “Ъ” подтвердили наличие контракта с «Интегрумом».
«Практика проведения аналитического мониторинга социальных медиа является общепринятой в обеспечении информационной деятельности как коммерческих организаций, так и государственных органов»,— пояснили в пресс-службе.
Мониторинг соцсетей через контракты со специализированными системами поиска информации, а также «отработка» негативных комментариев и инфоповодов — это обычное дело для госорганов и госучреждений, согласен политолог Александр Пожалов: «Другое дело, что сейчас в ЦИКе и во власти в целом нарастает убеждение, будто большая часть критики избирательных процедур носит искусственный, провокационный характер. После скандальных выборов в Мосгордуму во власти предпочли списать эти конфликты на "иностранное вмешательство". И сейчас, во время голосования по Конституции, ЦИК и лояльные общественники пытались убедить нас, что критика того, как проводилось выездное голосование, носит фейковый и инспирированный из-за рубежа характер». Такая же объяснительная модель — фейк-ньюс и сетевая пропаганда на зарубежные средства — очевидно, готовится и на случай информационных конфликтов вокруг сентябрьских выборов в регионах, допускает эксперт.