Развитие страны через образование
Партия «Новые люди» провела в Краснодаре круглый стол, посвященный проблемам российской школы
Разговоры о том, что российская система общего образования нуждается в изменениях, идут уже давно. Причины называются разные: чрезмерная забюрократизированность школ, подмена понятий, при которой во главу угла ставится сдача ЕГЭ, а не образовательный процесс сам по себе. При этом мир вокруг постоянно меняется, а изменения в системе образования идут не так быстро, как хотелось бы, и не всегда в правильном векторе.
О том, какие перемены необходимы прямо сейчас, речь шла на круглом столе, организованном партией «Новые люди» в Краснодаре, в котором приняли участие практики в этой сфере. Ключевым спикером стал эксперт партии, главный редактор издательского дома «Первое сентября», лидер движения «Школа – наше дело» и основатель «Школы цифрового века» Артем Соловейчик.
Для инноваций нужно время
По его словам, сегодня любой бизнес при подборе кадров отдает предпочтение не тем, кто умеет послушно выполнять операции, а тем, кто сам способен генерировать новые задачи и возможности. Поэтому сейчас нужна школа, выращивающая самостоятельных людей. Но, чтобы она появилась, существующую систему необходимо менять коренным образом.
Одной из основных проблем Артем Соловейчик назвал перегруженность учителей и излишнюю централизацию системы образования, из-за которых не остается пространства для творческого подхода к обучению детей.
«В Краснодарском крае 27% школ (это огромная цифра!) – работают со второй и третьей сменами. Таким образом, у учителей просто нет времени на полноценную работу с детьми, а у детей не остается времени на дополнительные формы обучения. И ситуация пока только усугубляется – сейчас идет новая демографическая волна и в ближайшие 4-5 лет заполняемость школ вырастет еще на 8-9%»,– считает эксперт.
Директор Краснодарского музыкального кадетского корпуса, «Учитель года Краснодара» Владимир Копылов добавил, что школа в данный момент становится институтом инноваций и инициативу должны проявлять сами учителя, но на практике из-за перегруженности им сложно перестраивать свое мышление.
По его мнению, задача современной школы – научить детей учиться. «Но пока мы часто видим, что дети не могут высказать свое мнение по какому-то вопросу. Проблема в том, что долгие годы система образования не была направлена на развитие самостоятельного мышления. Например, в начальной школе детей учат скорочтению, но не требуют от них анализа текста, они просто к этому не привыкли»,– пояснил Владимир Копылов.
Артем Соловейчик также напомнил, что в рамках ст. 278 Трудового кодекса РФ в данный момент любой директор школы может быть уволен с поста без объяснения причин. Что также не способствует проявлению инициативы и отстаиванию своей позиции по поводу изменений в образовательный процесс.
Усиливать каждого ребенка
Однако перемены в системе общего образования возможны, и подобные примеры уже есть. В частности, по словам эксперта, в Москве около трехсот школ были освобождены от отчетов, а их учителя – от прохождения аттестации. Благодаря этому у педагогов появилось значительно больше времени на детей, а это значительно повышает качество преподавания.
Кроме того, по словам Артема Соловейчика, большую роль в формировании нового мышления могли бы сыграть частные школы. В Москве их становится все больше, однако в Краснодаре подобных учреждений пока крайне мало. В то же время частные школы свободны от бюрократии, и именно там образовательные инновации внедряются быстрее всего.
Также Артем Соловейчик обратил внимание на то, что пандемия коронавируса стимулировала процесс технологического переоснащения школ. Если раньше связанные с этим обсуждения были довольно абстрактными, то теперь система образования действительно заинтересована в подобных решениях. Впрочем, эксперт раскритиковал подход, при котором современной техникой оснащались классные аудитории, а не сами ученики.
«Дело в том, что постоянно переоснащать классы оказалось дороже, чем обеспечить каждого ученика планшетом для обучения. И теперь наша система образования все время опаздывает, поскольку средств на постоянное переоснащение нет. А в пандемию, когда дети перешли на домашнее обучение, все эти вложения и вовсе оказались бессмысленными. При этом если бы у детей были индивидуальные устройства для образования, то процесс обучения бы кардинально поменялся – и для ученика, и для учителя», – рассказал Артем Соловейчик, добавив, что современный подход заключается в том, чтобы усиливать не всю школу целиком, а каждого ребенка в отдельности, поскольку это намного эффективнее.
Тему продолжил председатель организации медийной безопасности «Социальное кино» и автор социального проекта «Стань человеком» Владимир Ким. Он отметил, что сегодня дети перегружены информацией, причем зачастую бесполезной, и это делает традиционные методы семейного и школьного воспитания неэффективными. «Основное воспитание происходит в инфополе, в котором ребенок растет. Оно довольно агрессивное, поэтому оставлять это без внимания нельзя, на этот процесс можно и нужно влиять»,– считает Владимир Ким. Разработанная им и его коллегами система медиавоспитания может внедряться в школах, и, по словам эксперта, это будет намного полезнее, чем пытаться искусственно ограничивать доступ ребенка к цифровым устройствам и интернету.
Также на круглом столе обсуждались вопросы молодежной политики, экологического просвещения в школах, а также проектного образования, при котором ученик обучается по индивидуальной программе. В целом, по мнению экспертов, главная задача школы сегодня – помогать формировать картину мира у каждого ребенка в отдельности. Лишь в этом случае будут появляться люди с независимым мышлением, способные менять своей деятельностью мир вокруг. А это России сегодня просто необходимо.