Ближе к земле
Дизайнер экобренда Petrichor — о тканях из крапивы и концепции Zero waste
Название российского бренда Petrichor, основанного дизайнером Анной Погодиной, переводится как «запах земли после дождя». Бренд исповедует sustainable-подход к производству — бессмысленно намеренно изготавливать одежду из неразлагаемых, пусть и вторичных материалов, когда есть возможность использовать только первичное сырье, не выделяющее даже микропластик. Поэтому у Petrichor строго органические ткани — бамбук, крапива, шерсть, а изделия из хлопка имеют сертификат GOTS (международная система сертификации текстильной продукции, которая произведена только из органических материалов), подтверждающий, что хлопок выращен без добавления пестицидов. «Коммерсантъ Стиль» узнал у Анны Погодиной, чем окрашивают такие ткани и что можно сделать из обычного кокоса.
— Чем производство из органических тканей отличается от обычного сырья?
— Растения, необходимые для производства тканей, выращивают в севообороте без применения пестицидов и в соответствии со строгими экологическими критериями. Некоторые европейские сертификаты регулируют не только экологические, но и социальные аспекты, которые исключают детский труд на плантациях и фабриках.
— Если хлопок выращен с добавлением пестицидов, как это отражается на экологичности одежды?
— Получается, что процесс «отравлен» с первых же шагов: генно-модифицированные семена хлопка сажают в почву, которую орошают химическими удобрениями, вместе с которыми в землю попадают тяжелые токсины, формальдегиды и инсектициды.
При обработке обычного хлопкового волокна чаще всего используется хлор, который выделяет токсичные побочные продукты, попадающие в окружающую среду с водой. В теплых странах, где выращивание и сбор хлопка до сих пор производятся вручную, от отравления химикатами страдают тысячи людей ежегодно.
— Как происходит покраска таких тканей? Возможны ли принты?
— Есть промышленный и ручной метод, который мы используем в сотрудничестве с фабрикой, расположенной на Бали, в городе Убуд. С нашего знакомства началась история бренда. Первый органический хлопок был окрашен манго (краску получают из листьев) и экстрактом дерева махагони (кора красных пород деревьев в Азии). Принт был вдохновенен фотографией, сделанной на острове, и больше напоминает свободные мазки кистью по холсту. Второй тираж ткани с принтом в стиле тай-дай случился позже и получился не сразу. Натуральные красители имеют огромную палитру оттенков. Я экспериментирую с локальными растениями в окрашивании ткани и планирую развивать направление в промышленном масштабе.
Petrichor, весна-лето 2020
Petrichor, весна-лето 2020
Petrichor, весна-лето 2020
Petrichor, весна-лето 2020
Petrichor, весна-лето 2020
Petrichor, весна-лето 2020
Petrichor, весна-лето 2020
Большая часть коллекции посвящена ткани рами, которая производится из китайской крапивы. Она обладает антибактериальными свойствами, прекрасно подходит для жаркого времени года и отличается своей прочностью и долговечностью
— Стоят ли органические ткани при закупке дороже?
— Да, но не могу сказать, что намного. Если сравнивать органический хлопок и обычный, то органический, конечно, дороже, при этом полиэстер с логотипом модного бренда будет стоить тоже дороже. Стоимость крапивы не может быть низкой, так как для получения волокна используется ручной труд, необходимый при бережном отношении к сырью.
Футболки из ткани с сертификатом GOTS – органического хлопка, окрашенного кокосом и стробилянтом в технике тай-дай из Индонезии
— Как из крапивы и конопли получается ткань?
— Тысячи лет человечеству знакомы методы работы с растениями как с сырьем для производства одежды. На Руси использовали не только коноплю (пеньку), но и репейники, иван-чай и лебеду. За сотни лет технология не сильно изменилась, техническую коноплю высаживают плотно друг к другу, после того как листья опадут, растение скашивают и оставляют в поле на пару дней, переворачивая один раз. В это время волокно размягчается, а минеральные вещества и азот возвращаются в почву. Затем стебли собирает машина, отделяющая волокна от мякоти.
Китайскую крапиву рами, которую мы используем в наших коллекциях, собирают вручную в момент начала цветения растения, аккуратно срезая каждый стебель. После сбора волокна очищают и сушат, больше всего времени уходит на очистку сырья от смолы.
Правильный подход на начальных стадиях значительно влияет на качество ткани.
— Кто в Россию поставляет подобные материалы? Есть ли и у нас свои собственные производители?
— В России достойного производителя не обнаружено, не разработаны даже сертификаты, гарантирующие экологичность продукции. Поэтому мы работаем с европейскими фабриками, которые имеют своих представителей в России.
Кроп-топ из 100% натуральной крапивы
Фото: instagram@petrichor.eco
Рубашка из 100% льна с пуговицами из кокоса
Фото: instagram@petrichor.eco
— Какими свойствами обладает одежда, созданная из экологичных материалов? Особой мягкостью, гипоаллергенностью, не мнется?
— Одежда из экологичных материалов обладает повышенной прочностью, оказывает антибактериальный и противовоспалительный эффект, не выгорает на солнце, способствует поддержанию естественного теплообмена, подходит людям с чувствительной кожей, склонной к аллергиям. Из минусов: мнется и требует бережной стирки.
— Что в одежде может затруднять процесс переработки? Пуговицы, молнии или даже нити?
— Сложнее всего переработать изделие с множеством пришивных элементов, таких как бахрома, пайетки и нашивки. Совмещение разных по составу тканей в одном изделии тоже усложняет процесс переработки. Такие детали, как пуговицы, можно удалить своими руками, перед тем как сдать вещь на переработку. Но лучше попробовать сперва найти ей нового владельца.
Перламутровые пуговицы, материал для которых добывают на фермах по выращиванию и культивированного жемчуга. Он образуется природным путем, но под контролем человека.
Фото: instagram@petrichor.eco
Бирки Petrichor
Фото: instagram@petrichor.eco
— Экологичность пронизывает буквально все изделия Petrichor — я вижу, что вы используете пуговицы из кокосового ореха, деревянные пряжки ручной работы из яблони. Видно, что даже самые маленькие детали имеют значение. Как вы приходите к таким идеям?
— Да, каждое изделие Petrichor собрано буквально как пазл из деталей. Строго ограничивая выбор до натуральных материалов, проваливаешься в новую глубину, где обычные предметы просто перестают существовать.
— Что вы скажете о концепции Zero waste? («Ноль отходов»)
— Мы пока только стремимся к Zero waste, вставая на путь экологичного производства, который возвращает нас к вопросу отходов, которых быть не должно. На данном этапе решение с углеродным следом — это компенсация логистики через myclimate. org и переработка остатков ткани (упаковочные мешочки, многоразовые диски для очищения кожи, резинки для волос).
Упаковочные мешочки Petrichor шьют из остатков материала, чтобы избежать использования полиэтиленовых пакетов
— Какие экобренды вас вдохновляют?
— Из материальных проектов вдохновляет концепция Японского проекта FOOD TEXTILE, который использует отходы пищевого производства для окрашивания, сотрудничая с разными кафе и ресторанами. Из виртуальных — Регина Турбина, создающая цифровую одежду, существующую только в диджитал-пространстве.
— Как вы проверяли, что ваша одежда полностью разлагается через несколько лет? С помощью чего это устанавливается?
— Проверяли самым простым методом — измельчением на мелкие полоски и дачным компостированием. Очень ждем появления промышленного компостирования в стране, чтобы не только у дачников была такая возможность.
Платье из натуральной крапивы
— У кого пользуется популярностью ваша одежда? Вы доставляете по всему миру — откуда идет основной поток заказов?
— На данный момент — это Москва и область, Санкт-Петербург, Минск. По России не раз улетали посылки в Новосибирск, Иркутск, Сочи, Владивосток и Екатеринбург. География доставки расширяется каждый месяц, на карантине нас поддержали заказами девушки из Австралии, Израиля, Германии, Финляндии и Франции.